Главная страница 1
скачать файл

План – конспект урока по теме «Владимир Святой. Крещение Руси».

Цель урока: ответить на вопрос было ли принятие христианства на Руси прогрессивным явлением?

 Задачи урока:



Развивающие

  • С помощью нестандартных заданий выявить уровень знаний учащихся.

  • Определить недостатки и пробелы, попытаться ликвидировать их.

  • Расширить уровень знаний с помощью просмотра фильма.

  • Усилить заинтересованность детей.

Образовательные

  • Выяснить причину принятия христианства на Руси

  • Показать значение деятельности князя Владимира для укрепления государства на Руси

  • Показать прогрессивное значение принятия христианства на Руси.

  • Создать условия для развития умений работать с текстом, систематизировать материал.

Воспитательные

Способствовать воспитанию уважения к истории и прошлому своего народа, формированию гуманистических и гражданских позиций, пониманию роли личности в истории.



Оборудование к уроку:

  • мультимедиа-проектор;

  • аудиоадаптер + акустическая система (колонки);

  • интерактивная доска;

  • карта “Киевская Русь”;

  • «Летописи» урока.

Ход урока

(Слайд 1) Ребята, давайте посмотрим на экран, послушаем музыку и попробуем догадаться, о чем пойдет речь сегодня на уроке.

Вы правы, сегодня речь пойдёт о крещении Руси. И тема урока звучит так «Владимир Святой. Крещение Руси».

Давай те вспомним из курса «Обществознание», что такое прогресс.

Т.е. нам нужно разобраться было ли принятие христианства движением вперед, движением к лучшему?

I. Актуализация знаний.

(Слайд 2) Обратите внимание у вас на партах лежат листки. Это «летопись урока».

-А кто знает, что такое летопись? (Летопись - это запись исторических событий по годам. С появлением письменности сведения о самых важных событиях в жизни народа стали записывать в летописях.)

Вот и мы с вами будем записывать самые важные события нашего урока, зачитывать фрагменты из летописи, которая называется «Повесть временных лет». На экране вы видите значок, который подскажет вам, когда вести запись.

Прежде чем приступить к изучению новой темы, проверим, как вы усвоили пройденный материал.

1. Определите историческую личность: ( Слайды 4-6)

- Князь был силачом среднего роста, необычайно широкий в плечах. Он брил голову, оставляя лишь прядь волос на лбу, и носил в одном ухе серьгу. На поле боя он дрался с яростной жестокостью, рыча, как зверь. Но не нападал на врагов, не готовых к бою. Он посылал к ним гонцов с предупреждением: «Иду на вы». (Святослав) (Слайд 4)

- Именно эта княгиня провела первую в истории России налоговую реформу, установила размеры дани и места ее сборов; первой приняла личное крещение, которое произошло в Византии; управляла государством от имени сына. (Ольга) (Слайд 5)

- Этот князь от своего отца он получил в управление Новгород, где ему помогал княжить его дядя Добрыня; киевский престол он отвоевал у своего старшего брата, что считают первой княжеской усобицей на Руси. (Владимир) (Слайд 6)

- А почему мы вспомнили именно об этих исторических личностях? Каждый из них сыграл определенную роль в истории. Князь Владимир крестил Русь, Ольга – бабка Владимира, первой приняла крещение, а Святослав отец Владимира, оставил ему в управление одно из княжеств.

2. Давайте вспомним: (Слайд 7)

– Каким было верование у восточнославянских племён? (Язычество)

– Что значит язычество? (Религиозные верования, отличающиеся тем, что у каждого народа было множество собственных богов).

II. Изучение нового материала.

(Слайд 8) В начале своего княжения в Киеве Владимир был ревностным язычником. Летописи пишут о Владимире, как о человеке жестоком и безнравственном. По его приказу убили наследника престола Ярополка. У Владимира было 5 жён. Первую супругу он взял в жёны насильно. Для этого он захватил её родной город и убил всю её родню: отца и братьев.



1) Религиозная реформа 980 года.

(Слайд 9) В 10 веке киевский князь Владимир стремился к объединению восточнославянских земель, он понял, что удерживать под своей властью все славянские земли, опираясь лишь на военную силу, нельзя. Свою деятельность он начал с попытки свести в одно верования различных племён. В 980 году Владимир предпринял религиозную реформу. Фигуры шести богов (идолов) он распорядился поставить рядом со своим теремом на высоком холме. Возглавлял их Перун. Тем самым жителям Руси он давал понять, что киевский князь является главным среди славян, так же как и Перун среди богов.

Давайте запишем в летопись эту дату. 980 год.

– Как вы думаете, почему не прижилась эта реформа на Руси? Людям надо было принимать чужих богов и отказываться от каких-то своих прежних, родоплеменных. Поэтому реформа не принесла результата.



2) Выбор князем Владимиром веры.

(Слайд 10) Неудача языческой реформы подтолкнула Владимира к поиску новой веры. Он понимал, что язычество тормозило развитие ремесла, торговли; языческие обряды не способствовали: объединению племён; укреплению власти князя; заключению международных, военных и династических союзов. Ведь все соседи Киевской Руси исповедовали веру в единого бога.

(Слайд 11) – Ребята, а какие религии основываются на единобожиии, в каких странах их исповедовали? (Иудаизм в Хазарии; мусульманство в Волжской Булгарии; христианство в Европейских странах)

(Слайд 12) Представите себе, что к русскому князю пришли послы - проповедники разных верований. В летописи “Повесть временных лет” описана легенда о выборе князем Владимиром веры.

Я попрошу ваших одноклассников мне помочь. (Раздаются для прочтения отрывки из «Повести временных лет»)

Ученик 1.

В лето 986. Пришли болгары магометанской веры, говоря: “…Уверуй в закон наш и поклонись Магомету… Учит нас Магомет так: …не есть свинины, вина не пить… Даст Магомет каждому по семидесяти прекрасных жён…” Мусульманская вера отпугнула Владимира запретом есть свинину и пить вино, решил он, что скучная и суровая эта религия.

Ученик 2.

Потом пришли немцы, посланники папы римского, который возглавляет исповедующих католицизм и сказали: “Пришли мы, посланные папой. Кланяемся мы богу, сотворившему…все, что дышит, а ваши боги просто дерево.” И спросил князь: «В чем заповедь ваша?»…. «Пост по силе , если кто пьет и ест, то всё это во славу божию!»…Владимир же сказал немцам: “Идите обратно, ибо отцы наши не приняли этого”.
Ученик 3.

…Пришли хазарские иудеи и сказали: «…Христиане же веруют в того, кого мы распяли». И спросил князь.: «А что у вас за закон?» …»Не есть свинины и соблюдать субботу». ….Он же спросил: “А где земля ваша?” …И ответили те: “Разгневался Бог на отцов наших и рассеял нас по разным странам за грехи наши, а землю отдал христианам”. И сказал на это Владимир: “Как же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны?”


Ученик 4.

(Слайд 13) Затем прислали греки к Владимиру философа и рассказал о царствии божьем. Философ сказал: “Если хочешь стать с праведниками, то крестись”. Владимиру запала в сердце мысль эта, и сказал: “Подожду ещё немного, желая разузнать о всех верах…»
В лето 987. Созвал Владимир бояр своих и старцев градских и рассказал о разных верах. И сказали бояре и старцы: “Если хочешь лучше разузнать, пошли мужей, пусть проведают, у кого какая служба и кто как служит Богу”…

Вернулись посланные мужи и сказали:

«….пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали –  на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой.»

– Какую же религию выбрал Владимир?

Послушав советников, Владимир решил остановиться на христианстве в првославном варианте. Запись в «летописях» Христианство.
3) Причины выбора князем Владимиром христианства.

– Но не только ли красота службы являлась причиной выбора Владимиром христианской веры?

(слайд 14) В 988 году был предпринят поход Владимира на византийский город Корсунь (византийцы называли его  Херсон, ныне Херсонесское городище расположено Севастополе). После длительной осады город был взят войском Владимира. Византийским императорам Василию и Константину был поставлен ультиматум: или они выдают свою сестру Анну замуж за Киевского князя, или Владимир идёт войной на Византию. Однако императоры поставили Владимиру своё условие: чтобы жениться на византийской царевне Анне, он должен принять христианство.

Вот о чем повествует «Корсунская легенда».



Фильм

При раскопках была найдена купель, в которой по преданию и принял крещение русский князь.

Истинных причин принятия христианства много:

1.Владимир увидел в христианстве силу, которая поможет ему удерживать под своей

властью все славянские земли и способствовала укреплению центральной власти.

2.Христианству присущи нравственные нормы. Оно укрепляло семью и общество.Главное в христианстве не богатство и власть, а совершенствование души.


(Слайд 15) После крещения, о князе Владимире летописцы говорят, как о человеке святом и благочестивом.

- Посмотрите на два изображения князя Владимира. И подумайте, на каком он изображен до принятия христианства, а на каком после. Почему вы так решили?

Он продолжал оставаться победоносным полководцем и мудрым строителем государства, но в отношении к людям стал примером доброты, милосердия и сострадания.

Православная Церковь прославила его в лике святых как равноапостольного русского князя.



5) Крещение Руси.

(Слайд 16) Вернувшись в Киев, князь приказал сбросить в Днепр идолов языческих богов одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей колотить его железами.

(Слайд 17) В 988 году крестил Владимир своих детей, и призвал народ принять крещение. Запись в «летописях» 988 год.

(Слайд 18) Велел князь людям идти к Днепру. Когда все собрались у реки, Владимир со священниками вышел к народу. Киевляне по приказанию князя вошли в воду; кто помоложе, тот становился у берега; маленьких детей держали на руках. Священники с берега читали молитвы, и таким образом все киевляне были окрещены в один день.



6) Распространение христианства на Руси.

(Слайд 19) Однако процесс христианизации на Руси затянулся надолго. Например в Новгороде язычники встретили княжескую дружину с оружием в руках и заявили "Лучше нам померети, неже боги наша дати на поругание". Заставить упорных язычников покориться удалось, лишь когда киевская рать подожгла несколько домов, грозя превратить весь деревянный город в огромный костёр.

(Слайд 20) На несколько веков на Руси стало характерно двоеверие, сочетавшее в себе элементы христианства и язычества. Для облегчения принятие христианства, церковь освятила некоторые языческие праздники.

- Какие языческие праздники, которые мы празднуем до сих пор вы знаете? (Масленница –проводы зимы и встреча весны; Иван Купала -  с этого дня из рек выходила вся нечисть, поэтому вплоть до Ильина дня можно было купаться без опасений; почитание Ильи Пророка - он заменил в народном представлении Перуна, в Ильин день нельзя купаться, считается, что  'Илья-пророк в реках воду мутит', нечисть гоняет.) (слайд 22).



7) Развитие культуры и искусства, образования, литературы.

Христианство оказало огромное влияние на русскую культуру.

(Слайд 21) Владимир приказал строить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли идолы. И поставил церковь во имя Святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие…

(Слайд 22) Вместе с христианством на Русь пришла письменность. Первые иконы на Руси были привезены из Византии.

С принятием христианства связано появление первых учебных заведений. При Софийском соборе основана первая библиотека на Руси. Возникают свои литературные произведения –  жития, летописи. Наиболее известной летописью является “Повесть временных лет”. Пришло на Русь из Византии и новое ремесло.
8) Русская православная церковь.

Через некоторое время после принятия христианства на Руси сложилась четкая церковная организация.



Работа с учебником и запись в «летописях»

(Слайд 24) Ребята, давайте откроем учебник на странице 41, прочитаем пункт «Русская православная церковь» и заполним схему, ответив на вопросы.

- Кто стоял во главе русской православной церкви? (Митрополит)

- Кто возглавлял церковные округа? (Епископы)

- Какое было общее название всех церковнослужителей? (Духовенство)

- На какие две группы делилось духовенство? (Черное и белое)


(Слайд 25) С тех времён прошло много лет. В июле 2008 года в Киеве состоялось празднование 1020-летия Крещения Руси, на котором присутствовал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. А мы с вами каждый год 19 января отмечаем праздник Крещения. Наверное, в этом году некоторые из вас ходили с родителями ночью купаться. Считается, если три раза окунуться в воду в ночь Крещения, то весь год будешь здоров и силён. Многие современные люди так и поступают.

III. Закрепление нового материала.

– Итак, сегодня мы говорили об одном из значимых событий Руси, которое определило дальнейший путь развития государства. Давайте выполним несколько заданий для закрепления.

(Слайд 26) Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова. Обратите внимание, у вас есть подсказки: 5 слов, стоящих в именительном падеже. Вам нужно выбрать только 4 из них и вписать их в текст, изменяя падеж.

Теперь возьмите в руки зеленые ручки. Обменяйтесь с соседом по парте своими работами, и проверти правильность выполнения задания. Правильные ответы вы увидите на слайде.

Проверили? А теперь верните друг другу работы. Давайте выставим оценки. У кого нет ошибок поднимите руки? Вы за работу на уроке получаете «пять». У кого одна ошибка? Вы получаете «четыре». А всем остальным большое спасибо за работу.
(Слайд 27) Подводя, итоги урока мы с вами уже можем ответить на вопрос: «Является ли принятие христианства на Руси прогрессивным явлением?»

- Да! Крещение Руси явление прогрессивное. Что об этом свидетельствует?

1. Укрепление международного авторитета Руси

2. Укрепление княжеской власти и объединение всех славянских племен.


3. Распространение славянской письменности, грамотности на Руси.
4. Приобщение к византийской культуре, способствовавшее развитию  архитектуры, живописи, иконописи, ремесла.
5.  Изживание грубых языческих обычаев: кровной мести, человеческих жертвоприношений, многоженства и т.д.
6.   Укрепление семьи и нравственных основ жизни.

IV. Итог урока.

И так, вы заполнили свои летописи. Вам останется выполнить в них одно последнее задание дома. Теперь вы можете использовать «летопись», как памятку при подготовке домашнего задания.



V. Домашнее задание. (Слайд 28)

  1. § 5, стр.36-43 пересказ;

  2. Подумать над смыслом отрывка из стихотворения В.Хлебникова:

Туда, где дух отчизны вымер
И где неверия пустыня,
Идите грозно, как Владимир,
Или с дружиною “Добрыня”.
(Слайд 29) Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали!
скачать файл



Смотрите также:
Конспект урока по теме «Владимир Святой. Крещение Руси»
107.86kb.
Конспект урока химии в 11 классе по теме: «:» Периодический закон и периодическая система Д. И. Менделеева»
109.36kb.
Конспект урока русского языка в 7 классе по теме: «Описание внешности человека»
71.14kb.
Конспект урока информатики в 10 классе по теме «Графические возможности Visual Basic 0»
71.77kb.
Конспект урока истории в 11 классе по теме
105.35kb.
Конспект урока по теме: «Политическая система»
84.96kb.
“Animals”. Цели урока
40.94kb.
Конспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий в образовании Предмет: алгебра, урок обобщения знаний по теме. Тема: «Преобразование рациональных выражений»
94.11kb.
19 января – Крещение Господне
77.89kb.
План урока (для учащихся). 3 слайд Актуализация знаний по теме урока
22.53kb.
Урока по теме «Зарубежная Европа»
29.66kb.
План-конспект открытого урока «Наука против природы. Возможен-ли баланс?»
37.08kb.