Главная страница 1
скачать файл



ЮНЕП

ЮНЕП


BC

UNEP/CHW.7/29


БАЗЕЛЬСКАЯ КОНВЕНЦИЯ





Distr.: General
23 September 2004

Russian
Original: English



Конференция Сторон Базельской конвенции
о контроле за трансграничной перевозкой
опасных отходов и их удалением

Седьмое совещание

Женева, 25-29 октября 2004 года

Пункт 6 предварительной повестки дня*



Доклад об осуществлении решений, принятых
Конференцией Сторон на ее шестом совещании


Международное сотрудничество, 2003-2004 годы

Записка секретариата

I. Введение

1. В своем решении VI/29 о международном сотрудничестве Конференция Сторон просила секретариат, среди прочего, продолжать свое эффективное сотрудничество на межправительственном уровне и укреплять его в областях, имеющих актуальное значение для осуществления Базельской конвенции. В своем решении VI/30 о сотрудничестве с Всемирной торговой организацией (ВТО) Конференция обратилась к секретариату с просьбой стремиться к получению статуса наблюдателя на совещаниях Комитета ВТО по торговле и окружающей среде; докладывать об итогах работы совещаний ВТО, в которых он принимал участие; следить за ходом проводимых в рамках ВТО обсуждений по вопросам торговли и окружающей среды; а также при получении соответствующей просьбы предоставлять ВТО в консультации со Сторонами общую информацию о связанных с торговлей положениях Базельской конвенции.



II. Осуществление

2. В ответ на пожелание Сторон секретариат подготовил всеобъемлющий доклад о международном сотрудничестве, который главным образом посвящен фактам и событиям, имевшим место за период 2003-2004 годов. Этот доклад изложен в приложении к настоящей записке. Кроме того, по вопросам сотрудничества с ВТО секретариат создал на веб сайте Базельской конвенции электронную страницу с информацией о ходе проводимых в рамках ВТО обсуждений по аспектам торговли и окружающей среды.



III. Предлагаемые меры

3. Просьба обратить внимание на документ UNEP/CHW.7/2, в котором собраны проекты решений, выносимые на рассмотрение Конференции Сторон для их возможного принятия.



Приложение

Международное сотрудничество, 2003-2004 годы: доклад секретариата

Содержание

Стр.

I. Стойкие органические загрязнители 3

А. Программа по запасам в Африке 3

В. Региональная программа по окружающей среде для южной части Тихого океана 3

II. Комплексное регулирование токсичных химических веществ и опасных отходов 4

А. Межправительственный форум по химической безопасности 4

В. Учебный и научно-исследовательский институт Организации Объединенных Наций 5

III. Стратегический подход к международному регулированию химических веществ 6

IV. Обеспечение соблюдения и осуществление контроля 7

А. Сеть Европейского союза по осуществлению и обеспечению соблюдения норм права окружающей среды - проект по трансграничной перевозке 7

В. Всемирная таможенная организация 9

С. Организация по запрещению химического оружия 10

D. Трансграничная перевозка в Азии 12

V. Транспортировка и классификация 13

А. Комитет экспертов Организации Объединенных Наций по транспортировке опасных грузов и Подкомитет экспертов по Согласованной на глобальном уровне системе классификации и маркировки химических веществ 13

VI. Морская среда 13

А. Глобальная программа действий ЮНЕП 13

В. Картахенская конвенция 14

C. Комиссия ОСПАР по защите морской среды СевероВосточной Атлантики 15

D. Океаны и морское право 15

VII. Демонтаж судов 15

А. Международная организация труда 15

VIII. Чрезвычайные экологические ситуации 16

IX. Цветные металлы 16

X. Устойчивое потребление и производство 16

XI. Торговля и окружающая среда 16

А. Участие в совещаниях Комитета ВТО по торговле и развитию в рамках специальной сессии 17

В. Участие в совещаниях Комитета по торговле и окружающей среде на очередной сессии 20

С. Предоставление Сторонам информации о происходящих в ВТО событиях, касающихся торговли и окружающей среды 21

D. Обращение с просьбой о предоставлении статуса наблюдателя в Комитете ВТО по торговле и окружающей среде на специальной сессии 21

XII. Прочие вопросы 21

А. Международное энергетическое агентство 21

В. Департамент операций по поддержанию мира 21




I. Стойкие органические загрязнители

А. Программа по запасам в Африке


1. Секретариат проводил линию на участие в реализации первого этапа осуществления Программы по запасам в Африке. Общий объем выделенных на сегодняшний день средств для выполнения этой Программы превышает 50 млн. долл. США, включая: 25 млн. долл. США, выделенных по линии Фонда глобальной окружающей среды (ФГОС); 1,5 млн. долл. США - из Всемирного банка; 1 млн. евро - Европейским союзом; более 15 млн. долл. США - двусторонними донорами; и 8 млн. долл. США, выделенных от "Кроплайф интернэшнл", - промышленной торговой ассоциации в области растениеводства. Цели данной Программы заключаются в том, чтобы ликвидировать имеющиеся в Африке устаревшие запасы пестицидов и обеспечить осуществление превентивных мер во избежание дальнейшего ненужного накопления таких пестицидов. По имеющимся оценкам, на нынешнем этапе реализации этой программы предстоит израсходовать 46 млн. долл. США на разработку проектов и ликвидацию существующих запасов устаревших пестицидов в Мали, Марокко, Нигерии, Объединенной Республике Танзания, Тунисе, Эфиопии и Южной Африке, а также на подготовку еще девяти проектов. В настоящее время обсуждается вопрос о той роли, которую могли бы сыграть имеющиеся в Африке региональные центры Базельской конвенции в деле осуществления данной Программы.

В. Региональная программа по окружающей среде для южной части Тихого океана


2. Секретариат участвовал в работе организованного для стран Тихого океана регионального семинара-практикума по национальным планам осуществления Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях, который был проведен параллельно с предназначенным для компетентных органов семинаром-практикумом по Базельской конвенции и Конвенции Вайгани1, посвященным вопросам использования системы контроля, а также с семинаром практикумом по повышению информированности неправительственных организаций о стойких органических загрязнителях (СОЗ), проходившим 26 30 мая 2003 года в Нади, Фиджи. Этот семинар-практикум был организован Региональной программой по окружающей среде для южной части Тихого океана (СПРЕП) и Отделом ЮНЕП по химическим веществам, и в его работе приняли участие представители Вануату, Кирибати, Маршалловых Островов, Науру, Новой Зеландии, Островов Кука, Палау, Папуа Новой Гвинеи, Самоа, Соломоновых Островов, Тонга, Тувалу, Федеративных Штатов Микронезии и Фиджи. В работе семинара-практикума, посвященного Базельской конвенции и Конвенции Вайгани, приняли участие эксперты из Австралии, СПРЕП и секретариата. Секретариат и СПРЕП сотрудничают в деле подготовки проекта, предназначенного для сбора предварительных данных относительно элементов региональной стратегии комплексного регулирования отходов в островных государствах тихоокеанского региона. Данному проекту оказывается поддержка по линии Программы по региональным морям Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП). В рамках Конвенции Вайгани завершена подготовка руководства по заявкам на получение разрешения для его принятия на втором совещании Конференции Сторон этой Конвенции в сентябре 2004 года. Проект данного документа главным образом основан на положениях "Руководства инструкции Базельской конвенции о системе контроля за трансграничными перевозками опасных отходов и их удалением" (SBC Series No. 98/003), которое было принято Конференцией Сторон на ее четвертом совещании в 1998 году с изменениями, призванными учесть конкретные потребности государств тихоокеанского региона.

II. Комплексное регулирование токсичных химических веществ и опасных отходов

А. Межправительственный форум по химической безопасности


3. Четвертая сессия Межправительственного форума по химической безопасности (Форум IV МФХБ), тема которой стала "Химическая безопасность в уязвимом мире", была проведена в Конференционном центре Организации Объединенных Наций в Бангкоке, Таиланд, 1 7 ноября 2003 года. На этой сессии присутствовало около 630 участников, представлявших более 100 правительств, межправительственные организации, неправительственные организации и промышленные круги. К основным итогам работы Форума IV относятся следующие:

а) Координационная группа по регистрам выбросов и переноса загрязнителей (РВПЗ) Межорганизационной программы по рациональному регулированию химических веществ (МПРРХВ) доложила участникам Форума IV о прогрессе, достигнутом в деле реализации поставленных на Форуме III целей, касающихся РВПЗ и кадастров выбросов, как это было испрошено Форумом III, которые предложили продолжить работу по повышению информированности на международном уровне о РВПЗ и создать информационно-координационный механизм по обмену и распространению информации о мероприятиях, проводимых в поддержку РВПЗ;

b) в том что касается проблематики "Дети и химическая безопасность", Форум пришел к выводу о необходимости рассмотрения вопроса о воздействии, которое оказывают химические вещества, до зачатия, в период беременности, в младенческом, детском и подростковом возрасте. Правительствам было рекомендовано подготовить после проведения консультаций с участием самых различных заинтересованных сторон первоначальные национальные оценки состояния окружающей детей среды и химической безопасности, а также доклад о ходе работы для Форума V. К Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) была обращена просьба оказать содействие по крайней мере трем странам из каждого региона, находящимся на различных этапах экономического развития, в деле подготовки к 2006 году их оценок и планов действий;

с) что касается безопасности и гигиены труда, Форум настоятельно призвал Международную организацию труда (МОТ), ВОЗ и Продовольственную и сельскохозяйственную организацию Объединенных Наций укрепить сотрудничество в области безопасности труда и рекомендовал соответствующим участникам Форума предпринять действия в программных областях А (Оценка химических рисков), В (Согласование классификации и маркировки химических веществ), С (Обмен информацией), D (Программы по уменьшению рисков) и Е (Создание потенциала);

d) Форум определил в качестве приоритетного направления деятельности меры по сбору и обеспечению данных об опасных свойствах, в рамках которых предусматривается, что по всем имеющимся в продаже химическим веществам общественность должна иметь соответствующую информацию об опасных свойствах, и необходимо обеспечить доступность других данных с учетом баланса между правом общественности на получение информации и необходимостью защиты коммерческой информации, которая действительно является конфиденциальной;

е) Форум также пришел к выводу о том, что правительствам следует принять различные меры для уменьшения числа случаев отравления пестицидами, включая директивные и регламентационные меры, а также меры в области информационного обеспечения;

f) Форум принял решения, в которых рассматриваются вопросы оказания помощи в создании потенциала, а также устранения увеличивающегося разрыва между странами, в том что касается осуществления политики в области химической безопасности. Участники Форума предложили представителям частного сектора и гражданского общества принять участие в предпринимаемых усилиях и способствовать осознанию той важной роли, которую играет рациональное регулирование химических веществ в деле искоренения нищеты; содействию в проведении диалога с международными учреждениями, занимающимися вопросами оказания помощи в целях развития; а также интеграции аспектов, касающихся химических веществ, во все соответствующие мероприятия. Форум также признал необходимость устранения большого разрыва, который существует между развитыми и развивающимися странами, в том что касается имеющихся у них возможностей для реализации политики в области обеспечения химической безопасности;

g) представители рассмотрели пересмотренный проект плана действий, касающийся Согласованной на глобальном уровне системы классификации и маркировки химических веществ (ГСС). Многие представители выступили в поддержку этого проекта плана действий, хотя многие из них также с обеспокоенностью отметили цель на 2008 год и переходный период глобального осуществления;

h) относительно незаконного оборота опасных химических веществ представители решили вновь заявить о неотложной необходимости принятия мер на национальном уровне в соответствии с рекомендациями Форума III;

i) в отношении стратегического подхода к международному регулированию химических веществ (СПМРХВ) представители приняли доклад с информацией к размышлению2 для его представления на первой сессии Подготовительного комитета по разработке стратегического подхода к международному регулированию химических веществ. Этот доклад состоит из предисловия, резюме и разделов, посвященных таким вопросам, как: ключевая роль химических веществ в жизни современного общества; регулирование химических веществ на основе концепции жизненного цикла в течение периода после принятия Повестки дня на XXI век; новые и существующие проблемы и задачи; режимы регулирования химических веществ; недостатки и пробелы, имеющиеся в деятельности по регулированию химических веществ на основе концепции жизненного цикла; ресурсы, необходимые для наращивания потенциала и осуществления; а также повышение уровня координации и взаимодействия. В нем также приводятся обзор основных вопросов, обсуждавшихся на Форуме IV, и приложение, содержащее таблицы, в которых выделены основные темы Байской декларации и Приоритетов для действий на период после 2000 года. В резюме поясняется, что этот доклад не представляет собой согласованный документ, а является компиляцией отдельных вопросов;

j) Форум пришел к выводу о том, что он должен дать ориентиры относительно дальнейшей подготовки соглашений в области химических веществ и определить пути рассмотрения новых опасных химических веществ, не входящих в сферу действия существующих многосторонних природоохранных соглашений;

k) Форум также пришел к выводу о том, что вопрос о незаконном обороте должен фигурировать в качестве одного из приоритетных пунктов повестки дня руководящих органов МПРРХВ, которые обладают как финансовыми, так и техническими ресурсами, необходимыми для принятия реальных мер по решению этого вопроса. Хотя в совещаниях МФХБ участвует все большее число представителей и его постоянно отмечают за то, что проводимая Форумом работа предусматривает участие самых различных заинтересованных сторон, тем не менее можно было бы улучшить состав делегаций с точки зрения представленных в нем экспертов. Многие делегации, особенно из развивающихся стран, как правило, состоят из должностных лиц, занимающихся вопросами здравоохранения и сельского хозяйства, и они лишены поддержки представителей природоохранных ведомств, которые играют более активную роль в рассмотрении вопросов, связанных с международными конвенциями по химическим веществам, и могли бы внести важный вклад в предпринимаемые Форумом усилия по повышению уровня согласованности и усилению эффекта синергизма.


В. Учебный и научно-исследовательский институт Организации Объединенных Наций


4. Секретариат принял участие в десятом совещании Целевой группы по программе Учебного и научно-исследовательского института Организации Объединенных Наций (ЮНИТАР)/МПРРХВ, на котором Целевая группа рассмотрела программу ЮНИТАР/МПРРХВ, предназначенную для оказания странам содействия в разработке и планомерном осуществлении комплексной национальной программы по рациональному регулированию химических веществ и отходов. Цель проведения этого совещания состояла в обсуждении основных элементов и целей экспериментальных проектов по новым комплексным программам в отношении химических веществ и отходов, которые будут осуществляться в отдельных странах, а именно в Иордании, Чаде и Ямайке, а также в проведении обзора соответствующих руководящих документов для разработки такого комплексного подхода.

III. Стратегический подход к международному регулированию химических веществ


5. Первая сессия Подготовительного комитета по разработке стратегического подхода к международному регулированию химических веществ состоялась в Конференционном центре Организации Объединенных Наций в Бангкоке, Таиланд, 9 13 ноября 2003 года. Эта сессия ознаменовала собой первый значительный шаг в деле осуществления процесса СПМРХВ, который, как ожидается, увенчается проведением заключительной международной конференции по вопросам регулирования химических веществ. Созванная совместно ЮНЕП, МФХБ, МПРРХВ, Всемирным банком и Программой развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), эта сессия собрала свыше 400 участников, представляющих более 120 стран, 14 органов Организации Объединенных Наций, 4 межправительственные организации, 24 неправительственные организации и других наблюдателей.

6. Основной интерес у Сторон Базельской конвенции вызывает выявление основных международных инициатив или программ, например МФХБ, МПРРХВ, СПМРХВ, ГСС и РВПЗ, в рамках которых следует должным образом учитывать аспекты, связанные с отходами, для достижения целей СПМРХВ, а также целей Конвенции в контексте регулирования материалов на протяжении всего их жизненного цикла. Согласно возложенным на них общим обязательствам, все из которых предусматривают необходимость в комплексном подходе к регулированию химических веществ и отходов, Сторонам Базельской конвенции следует обеспечить: уменьшение объема образующихся опасных и других отходов; наличие надлежащих установок по обработке, восстановлению, рециркуляции и удалению опасных отходов; минимизацию пагубных последствий загрязнения для здоровья человека и окружающей среды; а также сокращение трансграничных перевозок таких отходов.

7. Базельская декларация об экологически обоснованном регулировании, 1999 год, и Стратегический план по осуществлению Базельской конвенции (на период до 2010 года), принятый Конференцией Сторон на ее шестом совещании, обеспечивают общую концептуальную схему и основу для деятельности Сторон и других заинтересованных субъектов по расширению имеющихся у них возможностей для осуществления Конвенции и оказания поддержки в реализации процесса международного экологического руководства. Необходимо, чтобы многосторонние соглашения как по химическим веществам, так и вопросам, связанным с отходами, были нацелены на выработку единой стратегии мобилизации ресурсов, и они не должны конкурировать в деле использования одних и тех же источников финансирования. Такой согласованный характер предпринимаемых совместных усилий будет однозначно свидетельствовать о том важном значении, которое имеет комплексный и взвешенный подход к решению вопросов, касающихся отходов и химических веществ.

8. Широкую поддержку получила идея о том, что СПМРХВ должен предусматривать триединый подход, который состоял бы из следующих элементов: глобальная программа действий с указанием конкретных целей и графиков их достижения; общепрограммная стратегия; а также принимаемая на высоком уровне или уровне министров декларация, провозглашающая оба этих документа. Многие представители подчеркнули, что при осуществлении СПМРХВ следует избегать дублирования с другими международными соглашениями, и призвали к выполнению существующих соглашений по химическим веществам и налаживанию между ними соответствующих синергических связей.

9. Ряд участников подчеркнули, что СПМРХВ должен быть документом, определяющим политику в этой области, и не охватывать соглашения, имеющие обязательную юридическую силу. Некоторые делегаты поддержали предложение о том, чтобы не отказываться от идеи принятия в будущем обязательств, имеющих обязательную юридическую силу. Многими участниками также подчеркивалась необходимость обеспечения гласности и всемерного участия заинтересованных субъектов. Многие делегаты подчеркнули важность решения вопроса об увеличивающемся разрыве между странами, в том что касается осуществления политики в области обеспечения химической безопасности, указав также на необходимость интеграции аспектов химической безопасности в качестве основных вопросов в другие программные области, это особенно касается сокращения масштабов нищеты. Кроме того, многие участники подчеркнули необходимость оказания развивающимся странам и странам с переходной экономикой помощи в деле создания потенциала и финансовой помощи в целях обеспечения достижения целей СПМРХВ. Было выражено общее согласие с тем, что цели СПМРХВ должны быть связаны с поставленной на Всемирной встрече на высшем уровне по устойчивому развитию целью, согласно которой к 2020 году химические вещества должны использоваться и производиться таким образом, чтобы максимально сократить значительные неблагоприятные последствия для здоровья человека и окружающей среды. Многие делегаты указали на взаимосвязь между СПМРХВ и МФХБ и подчеркнули, что СПМРХВ следует опираться на итоги работы Форума IV МФХБ.

10. В целом было выражено единое мнение о том, что общей целью СПМРХВ должна быть поставленная на Йоханнесбургской встрече на высшем уровне цель, согласно которой к 2020 году химические вещества должны использоваться таким образом, чтобы не возникало никаких пагубных последствий для здоровья человека или окружающей среды, как это определено в пункте 23 Йоханнесбургского плана выполнения решений3. В рамках достижения других целей предусматривается выполнение таких возможных конкретных задач, как сокращение рисков для здоровья человека и окружающей среды, создаваемых химическими веществами, с акцентом на индикаторы, поддающиеся количественной оценке, а также прекращение производства и использования таких опасных химических веществ, как СБТ, вещества, нарушающие функции эндокринной системы, вещества, являющиеся канцерогенами, мутагенами и репродуктивными токсинами, и тяжелые металлы. Предварительный перечень принципов и подходов включает: принцип предосторожности; принцип замены; превентивный принцип; принцип "платит загрязнитель"; принцип, предусматривающий право на получение информации; подход, основанный на концепции жизненного цикла; подход, предусматривающий развитие партнерства; а также принцип ответственности и подотчетности.

11. Среди высказанных представителями идей было предложено предусмотреть широкий охват, в рамках которого рассматривались бы вопросы регулирования химических веществ на всех этапах их жизненного цикла в контексте так называемых концепции безотходного производства "от колыбели до колыбели" и концепции полного цикла "от колыбели до могилы"; исключить из сферы применения фармацевтические препараты, виды применения в военных целях, а также пищевые добавки; и рассматривать все потенциально вредные химические вещества без исключения.

12. Секретариат принял участие в работе регионального семинара-практикума по содействию согласованному осуществлению Базельской, Роттердамской и Стокгольмской конвенций в странах Центральной и Восточной Европы, который состоялся в Риге, Латвия, 6 8 апреля 2004 года. Этот семинар был главным образом посвящен обсуждению и обмену мнениями относительно путей содействия ратификации и принятию комплексного подхода к осуществлению конвенций на национальном и региональном уровнях; содействия сотрудничеству и координации между координационными центрами и выявления возможностей для разработки общих проектов в области рационального регулирования химических веществ и отходов; а также выявления возможностей для расширения совместной деятельности по осуществлению конвенций.


IV. Обеспечение соблюдения и осуществление контроля

А. Сеть Европейского союза по осуществлению и обеспечению соблюдения норм права окружающей среды - проект по трансграничной перевозке


13. Сеть Европейского союза по осуществлению и обеспечению соблюдения норм права окружающей среды - проект по трансграничной перевозке (ИМПЕЛ-ТПО) является сетью представителей правоохранительных органов государств   членов Европейского союза и других европейских стран, которые занимаются вопросами трансграничной перевозки отходов. Она также охватывает группу проектов, реализуемых в рамках Сети Европейского союза по осуществлению и обеспечению соблюдения норм права окружающей среды, касающихся выполнения и обеспечения соблюдения природоохранных законов в государствах   членах Европейского союза. Сеть ИМПЕЛ-ТПО была создана в 1992 году в целях согласования мер по обеспечению соблюдения Директивы Европейского союза (ЕЭС) No. 259/93 от 1 февраля 1993 года (заменяющей Директиву ЕС 84/631) о надзоре и контроле за внутренней перевозкой, ввозом и вывозом отходов из Европейского сообщества. Цель работы Сети заключается в том, чтобы:

а) содействовать соблюдению Директивы ЕЭС 259/93 путем принятия мер по обеспечению соблюдения;

b) выполнять совместные проекты по обеспечению соблюдения соответствующих норм; и

с) содействовать обмену знаниями и опытом в деле обеспечения соблюдения Директивы ЕЭС 259/93. В рамках ИМПЕЛ-ТПО ежегодно проводится пленарная конференция, на которой обсуждается программа работы по этой группе проектов. Кроме того, участники ИМПЕЛ-ТПО прилагают усилия для предоставления компаниям и компетентным органам полезной информации, касающейся трансграничных перевозок отходов.

14. Секретариат участвовал в работе семинара-практикума по ИМПЕЛ-ТПО, проходившего в Праге, Чешская Республика, 23-25 июня, и сделал сообщение о ходе реализации экспериментального проекта по мониторингу трансграничных перевозок опасных отходов в регионе азиатских стран и осуществлению контроля за такими перевозками; об итогах работы шестого совещания Конференции Сторон Базельской конвенции; а также о результатах первой сессии Рабочей группы открытого состава Базельской конвенции, особо выделив вопрос о представлении проектов, подлежащих финансированию в рамках Стратегического плана. Он также участвовал в деятельности рабочей группы, которая обсудила проект по обеспечению более эффективного мониторинга трансграничных перевозок отходов; высказал соображения относительно процесса представления проектов для финансирования в рамках Стратегического плана, а также относительно возможных функций Регионального центра Базельской конвенции в Братиславе, включая работу сети ИМПЕЛ ТПО.

15. В центре внимания участников конференции были главным образом нормативные положения Европейского союза, касающиеся перевозки отходов, и то, как они осуществляются на практике для обеспечения контроля за перевозками отходов между странами   членами Союза. Эта информация имеет важное значение, поскольку на конференции присутствовали страны, вступающие в Европейский союз, и Стороны Базельской конвенции. Семинар практикум был организован Европейским союзом и секретариатом ИМПЕЛ, а функции принимающей стороны выполнял Экологический надзор Чешской Республики. В работе семинара практикума приняли участие около 60 представителей стран   членов ИМПЕЛ и стран, вступающих в Европейский союз.

16. Эта конференция дала секретариату возможность проанализировать ход реализации проекта ИМПЕЛ-ТПО, опыт в деле осуществления которого полезен для выполнения экспериментального проекта по мониторингу трансграничных перевозок опасных отходов в регионе стран Азии и контролю за такими перевозками, а также оказать содействие обмену знаниями и опытом в области обеспечения соблюдения регламентационных норм, касающихся перевозки отходов, и положений Базельской конвенции. В рамках одного из новых проектов, осуществляемых по линии ИМПЕЛ ТПО, проводится оценка угроз, связанных с трансграничной перевозкой отходов, цель которой - определить масштабы незаконного оборота; установить методы, используемые для выявления случаев незаконного оборота; обеспечить сбор информации из различных источников; и рассмотреть другие вопросы. Обсуждались также возникающие вопросы в контексте обеспечения соблюдения норм, касающихся отходов, и осуществления контроля за ними, включая проблемы с использованными электробытовыми приборами, такими как холодильники, с разбитыми автомобилями и отходами, включенными в "зеленый" перечень.

17. Согласно некоторым из основных выводов, сделанных на конференции, государства члены и вступающие государства представят Рабочей группе открытого состава Базельской конвенции предложения относительно финансирования проектов, касающихся трансграничной перевозки; необходимо создать центры по оказанию поддержки в осуществлении регламентационных норм, касающихся перевозки отходов, а также положений Базельской конвенции, начиная с центра в Брно, Чешская Республика; следует дополнительно рассмотреть вопрос о контроле за отходами, включенными в "зеленый" перечень, разбитыми автомобилями и старыми холодильниками; сотрудники таможенных служб и представители Всемирной таможенной организации (ВТО) будут приглашены для участия в будущих конференциях ИМПЕЛ ТПО; и государства члены будут оказывать поддержку по линии Сети ИМПЕЛ вступающим странам в деле обеспечения соблюдения регламентационных норм, касающихся перевозки отходов, и положений Базельской конвенции.


В. Всемирная таможенная организация


18. Секретариатом Базельской конвенции были представлены Комитету по Согласованной системе на его тридцать второй сессии в ноябре 2003 года три предложения относительно включения в ГСС определенных новых отходов. Эти предложения касались:

а) персональных компьютеров, относящихся к категории отходов, включая соответствующие аппаратные средства, электронное оборудование и сотовые телефоны, являющиеся отходами;

b) зольной пыли, образующейся в результате функционирования электростанций, работающих на угле;

с) чернил, красителей, красок и лакокрасочных материалов, являющихся отходами.

Комитет по Согласованной системе, ссылаясь на все эти три категории отходов, счел, что необходимо прояснить вопрос о сфере охвата этих категорий и критериях выявления этих отходов и продуктов, из которых они образуются, и проведения четкого различия между ними.

19. Относительно зольной пыли, образующейся в результате эксплуатации электростанций, работающих на угле, ряд представителей поддержали мнение секретариата ВТО (что по сути явилось предложением секретариата Базельской конвенции) о том, что эту категорию отходов можно было бы классифицировать под заголовком 26.21. Они выразили некоторую обеспокоенность относительно возможности проведения различия между зольной пылью, возникающей в результате эксплуатации электростанций, работающих на угле, и зольной пылью, образующейся из других источников, речь, например, идет о золе, возникающей в результате сгорания масел и других материалов. Рассмотрения заслуживает также вопрос о том, представляет ли этот продукт какую-либо экономическую ценность и можно ли его использовать и использовался ли он для целей восстановления отдельных соединений.

20. В заключение Комитет заявил о своей готовности как можно скорее изучить данный вопрос и поручил секретариату провести соответствующее исследование в тесном сотрудничестве с секретариатом Базельской конвенции. Он также постановил, что проблемные аспекты, касающиеся зольной пыли, образующейся в результате эксплуатации электростанций, работающих на угле, следует вынести на рассмотрение его Научного подкомитета на его следующем совещании, с тем чтобы выяснить мнение Подкомитета по данному вопросу. На своем совещании, состоявшемся в январе 2004 года, Научный подкомитет сделал следующие выводы:

"Теоретически возможно провести различие между зольной пылью, возникающей в результате функционирования электростанций, работающих на угле, и зольной пылью, образующейся в результате сжигания масел или других материалов.

С точки зрения номенклатуры и таможенных лабораторий было бы полезно иметь более подробную информацию о спецификациях и видах применения зольной пыли. Испрошенная дополнительная информация была представлена секретариату в январе 2004 года; она была подготовлена на основе замечаний, высказанных на предыдущих совещаниях Комитета по Согласованной системе и Научного подкомитета, и она включала вопросы, поставленные секретариатом Базельской конвенции, и предоставленные ответы. Был сделан вывод о том, что остаются открытыми вопросы, касающиеся выявления отходов и проведения различия между ними и исходными продуктами. Точное определение соответствующих отходов имеет исключительно важное значение для целей подготовки предложений, касающихся создания условий, позволяющих внести в номенклатуру СС технически обоснованные поправки. В предположение, касающееся зольной пыли, была внесена поправка для включения гипса.

Комитету было предложено рассмотреть предлагаемые поправки и высказать свои соображения относительно направления дальнейших консультаций с учетом информации, предоставленной секретариатом Базельской конвенции, и замечаний секретариата ВТО. Кроме того, секретариат ВТО был бы признателен, если административные органы, которые являются субъектами, подписавшими Базельскую конвенцию, установят контакты со своими партнерами в правительствах для выяснения того, может ли Комитету быть предоставлена дополнительная информация по этому вопросу".

21. Было решено, что секретариату ВТО будет поручено подготовить отдельные документы по трем предложениям Базельской конвенции для рассмотрения Подкомитетом по обзору Согласованной системы на его следующем совещании в ноябре 2004 года. В случае необходимости любые возникающие технические вопросы могут быть направлены Научному подкомитету для рассмотрения на его следующем совещании в январе 2005 года. На этом этапе можно было бы принять решение относительно того, возможно или нет включить наше предложение в этот обзорный цикл.

С. Организация по запрещению химического оружия


22. Секретариат Базельской конвенции участвовал в работе технического совещания национальных органов, посвященного практическим аспектам функционирования режима передач, предусмотренного в рамках Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (Конвенция о запрещении химического оружия), с точки зрения осуществления в настоящее время Конвенции в отношении свободных торговых зон и свободных портов. Это совещание, состоявшееся в Барселоне, Испания, 15 17 сентября 2003 года, было организовано Управлением по вопросам осуществления Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) и правительством Испании. На нем присутствовали свыше 60 экспертов, представляющих Стороны Конвенции о запрещении химического оружия, а также представители международных организаций (ВТО, секретариат Базельской конвенции), портовой администрации Роттердама и предприятий химической промышленности. Это совещание имело актуальное значение для Базельской конвенции с точки зрения возможности осуществления импорта, транзитной перевозки и хранения в свободных торговых зонах и свободных портах опасных отходов в ходе незаконных перевозок. Однако такой вариант маловероятен, если экспортирующие страны эффективно осуществляют процедуру предварительного обоснованного согласия, предусмотренную в рамках Базельской конвенции. На практике большинство стран требуют, чтобы опасные отходы в ходе их транзитной перевозки и перегрузки хранились в специально отведенных для опасного груза помещениях, даже когда речь идет о свободных торговых зонах.

23. Цель проведения этого совещания заключалась в улучшении мониторинга и отслеживания перевозок химических веществ, особенно в свободных торговых зонах и свободных портах, с тем чтобы устранить какие-либо разночтения в данных об импорте и экспорте, которые могут возникнуть в результате прохождения груза через свободные торговые зоны и свободные порты. Был также учтен опыт, накопленный в деле борьбы с наркотическими средствами, и рассмотрены вопросы, касающиеся опасных отходов в рамках Базельской конвенции и осуществления функций СГС. Как предполагалось, совещание позволит расширить знания о влиянии правил, регулирующих функционирование свободных торговых зон и свободных портов, на осуществление Конвенции о запрещении химического оружия. Базельской конвенции было предложено изложить свои соображения, поскольку предусмотренные в рамках обеих конвенций режимы контроля довольно схожи и с их функционированием связаны торговые и экологические последствия.

24. Технический секретариат ОЗХО и секретариат Базельской конвенции высказали пожелание тесно сотрудничать в вопросах, представляющих общий интерес и взаимную выгоду. С этой целью обе организации согласились заключить меморандум о взаимопонимании и приступить к более детальному обсуждению конкретных областей сотрудничества. Начиная с середины 2003 года обе стороны поддерживают контакты на основе визитов должностных лиц ОЗХО, а также путем обмена информации с помощью электронной почты и достигли договоренности по проекту меморандума о взаимопонимании. 25 мая 2004 года два члена секретариата Базельской конвенции посетили штаб-квартиру ОЗХО для завершения переговоров по меморандуму о взаимопонимании и выявления областей дальнейшего сотрудничества. Исполнительный секретарь Базельской конвенции и Генеральный директор ОЗХО подписали 26 мая 2004 года меморандум о взаимопонимании, заложив основу для более тесного сотрудничества между двумя секретариатами.

25. По вопросу об обеспечении выполнения и соблюдении положений конвенций было решено, что имеются возможности для осуществления сотрудничества в следующих областях:

а) совместные учебные мероприятия и семинары-практикумы (например, по вопросам, касающимся кадастров и отчетности): секретариаты согласились консультироваться друг с другом при организации таких программ в регионах для рассмотрения возможности совместного участия;

b) подготовка общих руководств по вопросам обеспечения соблюдения: секретариат Базельской конвенции согласился разрешить ОЗХО ознакомиться с подготовленным им проектом руководства, с тем чтобы проанализировать возможность включения вопросов ОЗХО по таким аспектам, как соблюдение, инспекции и методы обеспечения соблюдения;

с) разработка национального законодательства: было отмечено, что основным моментом, который касается обеих конвенций, является удаление устаревшего химического оружия как отходов, что может предусматривать трансграничные перевозки. В этой связи секретариат Базельской конвенции при рассмотрении вопроса о пересмотре типового национального законодательства в рамках Базельской конвенции выразил заинтересованность в изучении основанного на контрольном перечне подхода, использованного ОЗХО в ее типовом законодательстве;

d) обмен реестрами экспертов и координационных центров: ОЗХО дала понять, что координационные центры и компетентные органы Базельской конвенции могут быть полезными контактами;

е) по вопросу о международном сотрудничестве оба секретариата согласились приглашать друг друга для участия в совещаниях соответствующих органов обеих конвенций, а также регулярно докладывать руководящим органам о мероприятиях, проводимых обеими конвенциями.

26. Относительно партнерства ОЗХО проинформировала секретариат Базельской конвенции об ассоциированной программе ОЗХО, цель которой - содействовать созданию потенциала и осуществлению Конвенции о запрещении химического оружия, способствовать торговле и расширять базу людских ресурсов национальных органов в развивающихся странах. Эта Программа осуществляется уже четыре года и предусматривает развитие экспертного потенциала молодых специалистов в области химических веществ и химической технологии и передачу им практического производственного опыта путем осуществления вспомогательных программ на химических предприятиях. Проводимые инструкторами учебные занятия и исследования охватывают вопросы обработки и удаления опасных химических веществ, представляющих собой отходы, что является областью, актуальной для Базельской конвенции. Секретариату Базельской конвенции было предложено участвовать в осуществлении этой Программы путем проведения для участников учебного семинара-практикума, а также за счет внесения финансового вклада. Данная Программа финансируется по линии добровольных взносов государств - членов ОЗХО. В качестве первоначального вклада секретариат Базельской конвенции мог бы предоставить лектора, а также провести обзор подготовленных для учебной программы материалов и высказать свои замечания. Имеется также возможность для совместной организации учебных мероприятий и обеспечения подготовки стажеров в рамках Базельской конвенции и ОЗХО. Это повлечет за собой необходимость выделения дополнительных финансовых средств обеими организациями. Относительно региональных центров секретариат Базельской конвенции предложил ОЗХО использовать ресурсы и экспертный потенциал 13 региональных центров Базельской конвенции. Это предложение было с воодушевлением воспринято ОЗХО.

27. В развитие этой деятельности необходимо проведение следующих мероприятий:

а) в приоритетном порядке осуществление обмена информацией о мероприятиях, которые будут проведены региональными центрами Базельской конвенции в ближайшем будущем и в 2005 году;

b) направление ОЗХО перечня компетентных органов и координационных центров Базельской конвенции, а также реестра экспертов и консультантов;

с) предоставление ОЗХО возможности для ознакомления с подготовленным секретариатом Базельской конвенцией проектом руководства по обеспечению соблюдения соответствующих положений и выявлению случаев незаконного оборота;

d) направление ОЗХО для информации перечня отходов, подготовленного в рамках ГСС;

е) направление ОЗХО информации о технологиях и установках, используемых для обработки, восстановления и удаления химических веществ/отходов;

f) обеспечение того, чтобы представители ОЗХО участвовали в учебных мероприятиях, запланированных в рамках региональных центров Базельской конвенции и секретариата Базельской конвенции, и чтобы секретариат Базельской конвенции участвовал в соответствующих аналогичных программах, организуемых ОЗХО;

g) установление связей между веб-сайтами обеих конвенций.


D. Трансграничная перевозка в Азии


28. Четыре азиатские страны, участвующие в реализации экспериментального проекта по мониторингу трансграничных перевозок опасных отходов в странах азиатского региона и осуществлению контроля за такими перевозками, недавно завершили проведение национальных семинаров-практикумов.

1. Китай

29. Китай провел свой национальный семинар-практикум 23-25 декабря 2003 года. Участники этого семинара-практикума подробно обсудили руководство-инструкцию по безопасному и эффективному обнаружению, расследованию и преследованию незаконного оборота и трансграничных перевозок опасных и других отходов в Китае. Участники также обсудили проблемы и приняли рекомендации относительно улучшения деятельности в области надзора и обеспечения выполнения нормативных положений, касающихся контроля за трансграничными перевозками опасных отходов в Китае.



2. Шри-Ланка

30. Национальный семинар-практикум в Шри-Ланке, проведенный 4 6 декабря 2003 года, был организован министерством окружающей среды и природных ресурсов; он собрал 40 участников, представлявших ведомства, занимающиеся вопросами трансграничной перевозки опасных отходов, включая министерство окружающей среды и природных ресурсов, головной природоохранный орган, таможенные органы, портовую администрацию Шри-Ланки, управление по контролю за импортом и экспортом, судоходство и другие субъекты.

31. Участники семинара-практикума подробно рассмотрели и предварительно приняли руководство-инструкцию по безопасному и эффективному обнаружению, расследованию и преследованию незаконного оборота и трансграничных перевозок опасных и других отходов в Шри-Ланке. Секретариат предоставил информацию для включения в соответствующие главы этого руководства в целях обеспечения согласованности положений этого документа и его фактологическую достоверность, особенно в том, что касается проблематики отходов. Руководство будет окончательно доработано и начнет применяться после того, как в проект будут внесены соответствующие изменения с учетом дополнительных сведений, полученных от соответствующих учреждений, как это было решено на совещании.

32. Участники также обсудили проблемы и приняли рекомендации относительно улучшения работы по надзору и обеспечению выполнения нормативных положений, касающихся контроля за трансграничными перевозками опасных отходов. Были выявлены, в том числе, следующие проблемные области: отсутствие законов, регулирующих незаконный оборот; недостаточные технические возможности для регулирования опасных отходов в национальном масштабе; нехватка подготовленного персонала; недостаточная координация; отсутствие инструментов и стратегий, предназначенных для решения в Шри-Ланке вопросов, связанных с опасными отходами. Обсуждались также предложения относительно того, как региональные центры и секретариат Базельской конвенции могли бы помочь этой стране в улучшении создавшейся ситуации.



3. Индонезия

33. Национальные семинары были проведены в Джакарте 27 29 января 2004 года и в Батаме 3 5 февраля 2004 года. Они были организованы Региональным центром Базельской конвенции в Джакарте и министерством окружающей среды Индонезии, и в них участвовали 30 представителей различных ведомств, занимающихся вопросами трансграничных перевозок опасных отходов, включая министерство окружающей среды Индонезии, областное управление по охране окружающей среды, таможенное управление и портовые администрации Джакарты, Баликпапана, Семаранга и Сурабая.

34. Участники семинара-практикума подробно рассмотрели руководство-инструкцию по контролю за трансграничными перевозками опасных и других отходов в Индонезии и предотвращению незаконного оборота. Секретариат предоставил информацию для включения в соответствующие главы этого руководства в целях обеспечения согласованности положений этого документа и его фактологической достоверности, особенно в том, что касается проблематики отходов. Как ожидается, руководство будет доработано и начнет применяться после того, как в проект будут внесены изменения для учета дополнительной информации, полученной от соответствующих учреждений, как это было решено на совещании.

4. Таиланд

35. В Таиланде национальный семинар-практикум состоялся 3 5 февраля 2004 года и был организован управлением по контролю за загрязнением и министерством окружающей среды и природных ресурсов. В нем участвовали 30 представителей различных ведомств, занимающихся вопросами трансграничных перевозок опасных отходов, включая управление по контролю за загрязнением и министерство окружающей среды и природных ресурсов, департамент промышленных объектов, таможенные органы, портовую организацию Бангкока, страховое управление, промышленные предприятия, университеты и другие субъекты.

36. Участники семинара-практикума подробно рассмотрели и предварительно приняли основные положения руководства-инструкции по контролю за трансграничными перевозками опасных и других отходов, включая предотвращение незаконного оборота в Таиланде. Секретариат предоставил информацию для включения в соответствующие главы этого руководства в целях обеспечения согласованности положений этого документа и его фактологической достоверности, особенно в том, что касается проблематики отходов.

V. Транспортировка и классификация

А. Комитет экспертов Организации Объединенных Наций по транспортировке опасных грузов и Подкомитет экспертов по Согласованной на глобальном уровне системе классификации и маркировки химических веществ


37. Было продолжено сотрудничество между секретариатом и Комитетом экспертов Организации Объединенных Наций по транспортировке опасных грузов, особенно в контексте деятельности Рабочей группы открытого состава в области разработки критериев в отношении опасных свойств Н6.2 (Инфицирующие вещества), Н10 (Высвобождение токсичных газов при контакте с воздухом или водой), Н11 (Замедленная или хроническая токсичность) и Н13 (Вещества, способные каким-либо образом после удаления образовывать другие опасные материалы), которые указаны в приложении III к Конвенции. Секретариат регулярно присутствует на сессиях Комитета и докладывает о ходе работы в этой области.

38. Подкомитет экспертов по Согласованной на глобальном уровне системе классификации и маркировки химических веществ на своем совещании в июле 2003 года выразил согласие с идеей сформировать корреспондентскую группу в составе экспертов из Германии, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Соединенных Штатов Америки и Финляндии, которой было поручено представить замечания по проводимой в рамках Базельской конвенции работе над опасными свойствами. После получения результатов работы корреспондентской группы Подкомитет направил Исполнительному секретарю Базельской конвенции письмо, в котором выражено его пожелание развивать дальнейшее сотрудничество с соответствующим вспомогательным органом Базельской конвенции в области согласования критериев классификации, касающихся как Базельской конвенции, так и Согласованной на глобальном уровне системы. Рабочая группа открытого состава приветствовала предложение о налаживании рабочих отношений между Группой и Подкомитетом и решила направить Конференции Сторон на ее нынешнем совещании просьбу относительно определения мандата для осуществления такого сотрудничества, в том числе предложив секретариату Базельской конвенции представить на первой в 2005 году сессии Рабочей группы открытого состава возможные варианты установления таких рабочих отношений.


VI. Морская среда

А. Глобальная программа действий ЮНЕП


39. Между секретариатом Базельской конвенции и сотрудниками ЮНЕП, занимающимися Программой по региональным морям ЮНЕП, было проведено совещание 24 и 26 мая 2004 года, на котором участники обменялись справочной информацией о мероприятиях Программы по региональным морям и секретариата. До этого совещания был подготовлен проект меморандума о взаимопонимании, который мог бы стать основой для осуществления дальнейшего сотрудничества. Как заявил секретариат, он заинтересован в развитии сотрудничества между Программой по региональным морям и региональными центрами Базельской конвенции, включая проведение совместных учебных мероприятий, сотрудничество с муниципалитетами и обмен соответствующими данными.

40. По вопросу об обеспечении соблюдения соответствующих нормативных положений и о национальном законодательстве секретариат сообщил, что он приступает к осуществлению ряда мероприятий, связанных с разработкой национального законодательства по осуществлению и обеспечению соблюдения Базельской конвенции, включая предстоящий обзор существующего типового национального законодательства, регулирующего осуществление Базельской конвенции. Он также отметил, что ряд Сторон поинтересовались, будет ли помощь в законодательной области охватывать конвенции, помимо Базельской; речь в частности идет о Стокгольмской и Роттердамской конвенциях. Сотрудники Программы по региональным морям сообщили, что содействие соблюдению и обеспечению выполнения соответствующих положений является в настоящее время одним из приоритетных направлений их деятельности. Было выражено общее мнение о том, что секретариат, региональные центры Базельской конвенции и сотрудники Программы по региональным морям могли бы сотрудничать в вопросах, касающихся мероприятий в области соблюдения и обеспечения выполнения соответствующих положений, и, в частности, в деле разработки и осуществления национального законодательства.



41. Было решено, что сотрудничество между секретариатом и Программой по региональным морям будет главным образом касаться мероприятий, охватывающих Средиземное море (региональные центры в Каире, Братиславе и Дакаре), страны Восточной Африки (Региональный центр в Претории) и страны Карибского бассейна (Региональный центр в Тринидад и Тобаго). (Следует отметить, что любые соглашения между секретариатом и секретариатами других конвенций должны будут индивидуально заключаться с каждым из этих органов - Программа по региональным морям не уполномочена заключать соглашения от имени этих конвенций). Если взять Региональный центр в Претории, то в более конкретном плане Программа по региональным морям и секретариат могли бы сотрудничать по вопросам, касающимся Конвенции о защите, рациональном использовании и освоении морской и прибрежной среды в регионе Восточной Африки (Найробийская конвенция). Деятельность по обмену данными была выделена в качестве одной из возможных областей сотрудничества, и было отмечено, что, как ожидается, в дальнейшем региональные центры Базельской конвенции будут оказывать содействие в деле сбора и сохранения данных с целью улучшения национальной отчетности. Секретариат подчеркнул, что он проявляет особый интерес к осуществлению сотрудничества с Глобальной программой действий по защите морской среды от загрязнения в результате осуществляемой на суше деятельности и Программой по региональным морям, в том что касается малых островных развивающихся государств. По вопросу о текущих событиях, касающихся правовых аспектов полного и частичного демонтажа судов в контексте Базельской конвенции, было отмечено, что это является важным вопросом для южно-азиатских морей, и было решено, что представителей соответствующих программ по региональным морям следует пригласить для участия в работе секретариата по этому вопросу, включая подготовку проекта технико-экономического обоснования по вопросу о морском мусоре.

В. Картахенская конвенция


42. Секретариат Базельской конвенции и секретариат Конвенции об охране и освоении морской среды Большого Карибского бассейна, 1983 год (Картахенская конвенция), подписали меморандум о договоренности относительно совместных действий по охране морской среды Большого Карибского бассейна. Основным направлением сотрудничества является обеспечение экологически обоснованного регулирования опасных отходов в целях предотвращения загрязнения прибрежной и морской среды. Оба органа будут обмениваться экспертными знаниями в целях наращивания их общего потенциала, повышения информированности и осведомленности об опасных отходах и загрязнении морской среды и будут поддерживать друг друга в области подготовки кадров по техническим и правовым вопросам. Охрана морской среды Карибского бассейна подпадает под действие Картахенской конвенции и трех ее протоколов. Многие из совместных мероприятий будут осуществляться с использованием региональных центров Базельской конвенции в Аргентине, Сальвадоре, Тринидад и Тобаго и Уругвае в качестве базовых пунктов. В центре внимания этих мероприятий будут, в частности, такие вопросы, как: обмен информацией; оказание содействия в разработке национального законодательства и регламентационных мер; согласование касающихся отчетности требований и инструментов в рамках Базельской конвенции и соответствующих протоколов к Картахенской конвенции, в частности Протокола о наземных источниках; а также развитие партнерских связей с промышленными кругами, местными органами власти и муниципалитетами, неправительственными организациями и другими заинтересованными субъектами.

C. Комиссия ОСПАР по защите морской среды СевероВосточной Атлантики


  1. Секретариат ОСПАР предоставил секретариату Базельской конвенции следующую информацию о ходе осуществления мер по уменьшению объема опасных веществ, поступающих в Северо Восточную Атлантику. В 2003 году Комиссия ОСПАР решила обратить внимание международных органов, таких как секретариат Базельской конвенции, на документы, принятые в качестве составной части проводимой ею работы в рамках ее стратегии в отношении опасных веществ. Договаривающимися Сторонами ОСПАР являются Бельгия, Германия, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Финляндия, Франция, Швейцария и Швеция. Стратегия ОСПАР охватывает следующие опасные вещества: трифенилфосфин, 4 трет бутилтолуол, трихлорбензол, актилфенол, 2,4,6 три трет бутилфенол, а также свинец и органические соединения свинца: возможные варианты сокращения содержания свинца в ПВХ и красках. Цель стратегии заключается в том, чтобы достичь таких уровней концентрации опасных веществ в морской среде, которые близки к фоновым значениям, характеризующим содержание встречающихся в природе веществ, и которые близки к нулю для произведенных человеком синтетических веществ. Она предусматривает выполнение обязательств, позволяющих выйти на достижение к 2020 году цели, которая заключается в прекращении сбросов, выбросов и потерь опасных веществ.

D. Океаны и морское право


  1. Секретариат внес вклад в подготовку докладов Генерального секретаря Организации Объединенных Наций по океанам и морскому праву за 2003 и 2004 годы. Эти доклады были подготовлены в ответ на адресованную Генеральной Ассамблеей Генеральному секретарю просьбу представить свой ежегодный всеобъемлющий доклад о событиях и проблемах, относящихся к вопросам океана и морского права. В обоих докладах подробно освещаются аспекты трансграничных перевозок опасных отходов, регулирования отходов, включая проблематику Базельской конвенции, а также рециркуляции судов.

VII. Демонтаж судов

А. Международная организация труда


  1. Секретариат принял участие в проведенном Международной организацией труда (МОТ) трехстороннем межрегиональном совещании экспертов по вопросам техники безопасности и гигиены труда при разборке судов для отдельных стран Азии и Турции, которое состоялось в Бангкоке 7 14 октября 2003 года. На этом совещании, которое было организовано под эгидой программы МОТ "За безопасный труд", присутствовали представители правительственных учреждений, служащих и работодателей, занимающихся деятельностью в сфере демонтажа судов в Бангладеш, Индии, Китае, Пакистане и Турции. Также присутствовали эксперты из Канады, Норвегии, Республики Корея, Соединенных Штатов Америки и Международной морской организации (ИМО). Совещание подробно рассмотрело и приняло набор руководящих принципов МОТ, касающихся безопасности и гигиены труда при разборке судов. Секретариат предоставил информацию для включения в соответствующие главы руководящих принципов, с тем чтобы обеспечить согласованность положений этого документа и его фактологическую достоверность, особенно в том, что касается вопросов, связанных с отходами и химическими веществами. Участники также обсудили пути дальнейшей работы в том, что касается руководящих принципов, уже принятых ИМО, МОТ и Базельской конвенцией. Как было предложено, после официального принятия этих руководящих принципов соответствующими руководящими органами ИМО и МОТ могли бы быть проведены совместные семинары практикумы в заинтересованных регионах или странах для разъяснения того, как можно было бы обеспечить осуществление этих принципов.

  2. Представителями МОТ и ИМО были проведены дискуссии по вопросу о предлагаемой совместной с Базельской конвенцией рабочей группе. В центре этих обсуждений были такие аспекты, как возможный круг ведения, характер рабочей группы и возможные сроки созыва ее первого совещания. Секретариат будет продолжать сотрудничать с МОТ, особенно в связи с работой в области демонтажа судов. В качестве первоначального шага планируется провести в ближайшем будущем семинар практикум с участием представителей МОТ и ИМО, который посвящен вопросам осуществления руководящих принципов демонтажа судов.

VIII. Чрезвычайные экологические ситуации


  1. Секретариат участвовал в работе состоявшегося в Женеве 15 мая 2003 года совместного совещания Консультативной группы по чрезвычайным экологическим ситуациям и Консультативной группы старших экспертов АПЕЛЛ4, посвященного "Роли партнерства в чрезвычайных экологических ситуациях", которое было организовано Управлением по координации гуманитарной деятельности (УКГД) вместе с ЮНЕП. Помимо участия в этом совещании секретариат солидаризируется с партнерством в контексте чрезвычайных экологических ситуаций, которое было провозглашено на Всемирной встрече на высшем уровне по устойчивому развитию. Это партнерство было создано УКГД и ЮНЕП.

IX. Цветные металлы


  1. Будучи членом Консультативной группы, секретариат проявил особый интерес к работе семинара практикума, посвященного рециркуляции металлов, который был проведен в Санкт Петербурге 10 12 сентября 2003 года, и принял участие в его организации, используя для этого возможности телеконференций и электронной почты.

  2. Секретариат участвовал в семинаре практикуме по проблемам обеспечения экологически безопасного использования свинца, который проходил в Лондоне 28 30 апреля 2004 года и явился важной вехой в деятельности свинцовой промышленности в том, что касается разработки и усовершенствования стандартизованной системы добровольной экологической экспертизы, проводимой на протяжении всего жизненного цикла свинца, включая управление качеством продукции, экологическую сертификацию и экомаркировку. Авторы этой инициативы намереваются начать работу с создания такой системы в первую очередь в отношении свинцово кислотных аккумуляторных батарей ввиду того, что на их долю приходится значительный объем антропогенного весового потока свинца (80 процентов от общей массы). Затем эту систему можно было бы распространить на другие содержащие свинец продукты.

X. Устойчивое потребление и производство


  1. Секретариат принял участие в неофициальном совещании консультативной целевой группы по десятилетним рамкам программ в области устойчивого потребления и производства, которое было организовано ЮНЕП в сотрудничестве с Департаментом по экономическим и социальным вопросам и проведено в Париже 2 марта 2004 года. Участники совещания согласились с рядом предложений относительно того, как: повысить эффективность использования ресурсов в ходе производственных процессов; уменьшить материало  и энергоемкость при осуществлении процесса потребления; привлечь всех заинтересованных субъектов к деятельности по актуализации устойчивых моделей потребления и производства; создать потенциал и дать возможность различным субъектам выполнять возложенные на них функции; создать для различных стран возможности, позволяющие им разрабатывать и осуществлять свои собственные программы; а также относительно роли, которую надлежит играть Организации Объединенных Наций в деле содействия переходу на устойчивые модели потребления и производства.

XI. Торговля и окружающая среда


  1. Секретариат участвовал в осуществлении ряда мероприятий в области торговли и окружающей среды. Как это было испрошено Конференцией Сторон в решении VI/30, секретариат по прежнему прилагал усилия для расширения сотрудничества между Базельской конвенцией и ВТО в рамках их соответствующих мандатов. Секретариат присутствовал на совещаниях Комитета ВТО по торговле и развитию как на специальной, так и очередной сессии. Он также доложил Сторонам об имевших место в рамках ВТО событиях в области торговли и окружающей среды и обратился с просьбой о предоставлении ему статуса наблюдателя на совещаниях Комитета по торговле и развитию на специальной сессии. Кроме того, секретариат участвовал в других мероприятиях, связанных с вопросами торговли и окружающей среды.

А. Участие в совещаниях Комитета ВТО по торговле и развитию в рамках специальной сессии


  1. За период 2003 2004 годов секретариат присутствовал на следующих совещаниях Комитета по торговле и развитию на специальной сессии:

а) пятое совещание, 12 и 13 февраля 2003 года;

b) шестое совещание, 1 и 2 мая 2003 года;

с) седьмое совещание, 8 июля 2003 года;

d) восьмое совещание, 19 апреля 2004 года;



е) девятое совещание, 22 июня 2004 года.

  1. На этих совещаниях члены ВТО обсуждали три рассматриваемых в ходе переговоров вопроса, обозначенных в пункте 31 Декларации министров, принятой ВТО в Дохе5, с каждым из которых связаны аспекты, имеющие отношение к Базельской конвенции. О ходе решения этих вопросов говорится в докладах ВТО, подготовленных Председателем Комитета по торговле и окружающей среде на его специальной сессии (см. документы ВТО TN/TE/7 и TN/TE/9), и эта информация кратко изложена ниже.

1. Связь между существующими правилами ВТО и конкретными торговыми обязательствами, закрепленными в многосторонних природоохранных соглашениях (пункт 31 i) Декларации, принятой в Дохе)

  1. Секретариат участвовал в переговорах ВТО, проходивших в соответствии с положениями пункта 31 i) Декларации министров, принятой в Дохе, согласно которому членам ВТО поручается провести переговоры по вопросу о взаимосвязи между существующими правилами ВТО и конкретными торговыми обязательствами, закрепленными в многосторонних природоохранных соглашениях. В нем также предусматривается, что сфера переговоров ограничена аспектами применимости таких существующих правил ВТО среди Сторон соответствующих многосторонних природоохранных соглашений и что такие переговоры проводятся без ущерба для прав любого члена ВТО, который не является Стороной соответствующего многостороннего природоохранного соглашения.

  2. Члены ВТО придерживаются двух взаимодополняющих подходов к проведению переговоров: выявление и обсуждение конкретных торговых обязательств, предусмотренных в рамках многосторонних природоохранных соглашений; и проведение более широкой концептуальной дискуссии о связи между ВТО и многосторонними природоохранными соглашениями. Такого рода переговоры могут представлять особый интерес для Базельской конвенции, поскольку Конвенция опирается на целый ряд связанных с торговлей мер для достижения своих целей, некоторые из которых могут быть определены членами ВТО как подпадающие под их переговорный мандат. В этой связи итоги переговоров могут отразиться на взаимосвязи между этими мерами и существующими правилами ВТО.

  3. В ходе дискуссий, проходивших в Комитете по торговле и окружающей среде на специальной сессии, члены ВТО проанализировали различные элементы этого мандата. Относительно определения термина "многостороннее природоохранное соглашение" некоторые члены ВТО считают, что необходимо определить эту концепцию, с тем чтобы она не выходила за рамки мандата; по мнению же других членов, в этом нет необходимости. Некоторый акцент был сделан на шести многосторонних природоохранных соглашениях, включая Базельскую конвенцию, которые могут содержать "конкретные торговые обязательства". Однако члены ВТО не согласились ограничивать обсуждение каким либо определенным числом многосторонних природоохранных соглашений. Ряд членов ВТО выделили Базельскую конвенцию как многостороннее природоохранное соглашение, содержащее "конкретные торговые обязательства" и, таким образом, входящее в сферу переговоров, проводимых в соответствии с пунктом 31 i).

  4. Относительно определения "конкретных торговых обязательств" члены ВТО предложили различные толкования. Некоторые пытались ограничить этот термин теми мерами, которые четко предусмотрены в рамках многосторонних природоохранных соглашений и носят обязательный характер. Другие предложили более широкое определение, которое включало бы другие виды торговых мер, изложенных в многосторонних природоохранных соглашениях. Некоторые считают, что необходимо изучить оперативные рамки многосторонних природоохранных соглашений при определении конкретных торговых обязательств, изложенных в многосторонних природоохранных соглашениях, предлагая рассмотреть также решения Конференции Сторон. Членами ВТО будет также проанализирован вопрос о том, в каких различных формах могут быть приняты такие решения, и их правовой статус.

  5. Некоторые члены ВТО высказали идею о необходимости разработки определенных принципов и параметров, регулирующих отношения ВТО с многосторонними природоохранными соглашениями, а также необходимости привести отдельные виды торговых мер, предусмотренных в многосторонних природоохранных соглашениях, в соответствие с правилами ВТО. Другие члены ВТО заявили, что Комитету по торговле и окружающей среде на специальной сессии пока преждевременно обсуждать возможные результаты.

  6. Недавно начатые обсуждения были продолжены с уделением основного внимания аспектам концептуального характера, а также выявлению и рассмотрению конкретных торговых обязательств. Ряд членов ВТО призвали делегации поделиться накопленным их странами опытом в деле выполнения конкретных торговых обязательств, предусмотренных в рамках многосторонних природоохранных соглашений, в качестве основы для проведения дальнейших дискуссий. Вполне вероятно, что в ходе этих дискуссий будут затрагиваться вопросы, касающиеся опыта, накопленного странами в деле осуществления Базельской конвенции.

  7. Доклад Председателя Комитета по торговле и окружающей среде на специальной сессии для Комитета по торговым переговорам о прогрессе, достигнутом в ходе переговоров по торговле и окружающей среде в рамках подготовки к Конференции ВТО на уровне министров в Канкуне (документ ВТО TN/TE/7), гласит, что: "Представляется очевидным, что более тесная координация на национальном уровне между должностными лицами, занимающимися вопросами торговли и окружающей среды, сама по себе может способствовать тому, чтобы связь между торговлей и окружающей средой носила более взаимодополняющий характер".

  8. Доклад Председателя Комитета по торговле и окружающей среде на специальной сессии проходившему 30 июня   1 июля 2004 года совещанию Комитета по торговым переговорам, посвященный состоянию переговоров (документ ВТО TN/TE/9), гласит, что "в целом, мнения по пункту 31 i) по прежнему расходятся, и, безусловно, требуется проведение дополнительных дискуссий прежде, чем можно будет добиться какого либо результата. Многочисленные участники считают, что КТОССС должен, прежде всего, создать твердую фактологическую и аналитическую основу для выполнения этой части мандата".

2. Обмен информацией и статус наблюдателя (пункт 31 ii) Декларации, принятой в Дохе)

  1. Секретариат также присутствовал на отдельных частях переговоров ВТО в рамках пункта 31 ii) Декларации министров, принятой в Дохе, согласно которому членам ВТО надлежит вести переговоры по процедурам регулярного обмена информацией между секретариатами многосторонних природоохранных соглашений и соответствующими комитетами ВТО, а также по критериям предоставления статуса наблюдателя. Секретариат присутствовал при обсуждениях вопроса об обмене информацией; дискуссии по статусу наблюдателя были, в основном, закрыты для представителей природоохранных учреждений, о чем говорится ниже.

  2. Относительно регулярного обмена информацией ряд членов ВТО подчеркнули, что эти переговоры могут иметь, как они назвали, позитивный побочный эффект для переговоров в рамках пункта 31 i) в силу уменьшения вероятности возникновения противоречий между ВТО и многосторонними природоохранными соглашениями. Дискуссии по вопросу об обмене информацией имеют актуальное значение для Сторон Базельской конвенции, которые в решении VI/30 отметили, что "они осознают необходимость укрепления сотрудничества между Базельской конвенцией и Всемирной торговой организацией в рамках их соответствующих мандатов".

  3. Опираясь на итоги совещания по вопросам обмена информацией с многосторонними природоохранными соглашениями, проведенного Комитетом по торговле и окружающей среде на специальной сессии 12 ноября 2002 года, в котором участвовали секретариат Базельской конвенции, пять других многосторонних природоохранных соглашений и ЮНЕП, Председатель Комитета по торговле и окружающей среде на специальной сессии отметил следующие предложения относительно расширения обмена информацией (документ ВТО TN/TE/7):

а) придание официального статуса совещаниям по обмену информацией между Комитетом по торговле и окружающей среде и многосторонними природоохранными соглашениями и их организация на регулярной основе;

b) проведение совещаний по обмену информацией с многосторонними природоохранными соглашениями, которые посвящены конкретным темам, с учетом распределения соглашений, имеющих общие интересы, по соответствующим группам;

с) организация совещаний с многосторонними природоохранными соглашениями в рамках других органов ВТО либо совместно с Комитетом по торговле и окружающей среде, либо отдельно;

d) более регулярная организация параллельных мероприятий ВТО в рамках совещаний конференций Сторон;

е) организация совместных проектов ВТО, ЮНЕП и многосторонних природоохранных соглашений по оказанию технической помощи и созданию потенциала;

f) содействие обмену документами, с учетом соблюдения конфиденциальности информации;

g) создание каналов для обмена информацией между правительственными представителями, занимающимися вопросами торговли и развития;

h) создание электронной базы данных о торговле и окружающей среде.



  1. При обсуждении этих вопросов некоторые члены ВТО особо отметили необходимость сохранения гибкости при осуществлении обмена информацией, подчеркнув, что ВТО, многосторонние природоохранные соглашения и небольшие делегации сталкиваются с проблемой ограниченности ресурсов. Другие считали, что необходимо выявить и другие комитеты ВТО, которые могли бы извлечь пользу из расширения контактов с ЮНЕП и многосторонними природоохранными соглашениями.

  2. Относительно статуса наблюдателя члены ВТО уполномочены вести переговоры по критериям предоставления статуса наблюдателя многосторонним природоохранным соглашениям. Обсуждение критериев, а также решения относительно удовлетворения конкретных просьб о предоставлении статуса наблюдателя имеют актуальное значение для Сторон Базельской конвенции. В решении VI/30 Конференция Сторон просила секретариат "стремиться получить статус наблюдателя в Комитете по торговле и окружающей среде на его совещаниях в рамках специальной сессии". Просьба Базельской конвенции относительно предоставления статуса наблюдателя пока еще находится на рассмотрении, равно как и просьбы ЮНЕП и других многосторонних природоохранных соглашений относительно предоставления статуса наблюдателя в Комитете по торговле и окружающей среде на специальной сессии и других соответствующих комитетах и советах ВТО.

  3. При обсуждении вопроса о статусе наблюдателя некоторые члены ВТО заявили, что для проведения дальнейших переговоров в Комитете по торговле и окружающей среде на специальной сессии необходимо получить разъяснение более широких вопросов, касающихся статуса наблюдателя, в Генеральном совете ВТО и Комитете по торговым переговорам. Другие подчеркнули, что определяемый пунктом 31 ii) мандат предусматривает проведение переговоров, непосредственно касающихся природоохранных организаций. В качестве временной меры Комитет по торговле и окружающей среде на специальной сессии постановил на своем совещании 12 и 13 февраля предоставить секретариатам многосторонних природоохранных соглашений и ЮНЕП статус "специального приглашенного", чтобы дать им возможность участвовать в отдельных частях проводимых в нем дискуссий (документ ВТО TN/TE/R/7).

  4. Комитет по торговле и окружающей среде на специальной сессии подчеркнул, что участие на основе специального статуса регламентируется следующими тремя условиями: во первых, приглашенные стороны будут принимать участие на специальной основе, когда их экспертные знания сочтены необходимыми; во вторых, решения о направлении приглашений в будущем будут приниматься на основе консенсуса в конце каждого совещания; и, в третьих, участие на основе специального статуса не будет предрешать итогов обсуждений по вопросу о статусе наблюдателя, которые ведутся в Комитете или в других органах ВТО. Кроме того, Председатель предложил, во первых, чтобы сторонам, имеющим статус "специального приглашенного", было предложено участвовать в обсуждениях в рамках пункта 31 i) и в дискуссиях по вопросу об обмене информацией (это, однако, не относится к вопросу о статусе наблюдателя), проводимых в соответствии с пунктом 31 ii), и что вопрос об их участии в обсуждениях по пункту 31 iii) может быть рассмотрен на более позднем этапе, если делегации сочтут это целесообразным; и, во вторых, что приглашенным сторонам, имеющим специальный статус, слово должно предоставляться после выступлений делегаций, с тем чтобы они могли либо ответить на вопросы, либо прояснить то, как действуют их природоохранные соглашения. Секретариат Базельской конвенции, представители секретариатов других многосторонних природоохранных соглашений и ЮНЕП были впоследствии приглашены для участия в дискуссиях по пункту 31 iii).

3. Экологические товары и услуги (пункт 31 iii) Декларации, принятой в Дохе)

  1. В соответствии с пунктом 31 iii) Декларации министров, принятой в Дохе, членам ВТО надлежит вести переговоры "относительно сокращения или, в случае целесообразности, устранения тарифных и нетарифных барьеров в отношении экологических товаров и услуг". Эти переговоры актуальны для Сторон Базельской конвенции, поскольку они смогут либерализировать торговлю товарами и услугами   такими как природоохранные технологии или услуги по обеспечению экологически обоснованного регулирования опасных отходов,   которые могут быть полезны с точки зрения осуществления Базельской конвенции.

  2. Переговоры относительно этого мандата проводятся в ряде органов ВТО. Вопрос об обеспечении доступа к рынкам для экологических товаров и услуг обсуждается, соответственно, в Группе по переговорам об обеспечении доступа к рынкам для несельскохозяйственных продуктов и в Совете по торговле услугами на специальной сессии. В ходе дискуссий в Комитете по торговле и окружающей среде на специальной сессии были приложены усилия для разъяснения концепции экологических товаров.

  3. Ряд членов ВТО сослались на перечни экологических товаров, используемые Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Азиатско Тихоокеанским форумом по экономическому сотрудничеству. На совещаниях Комитета по торговле и окружающей среде на специальной сессии и Группы по переговорам об обеспечении доступа к рынкам для несельскохозяйственных продуктов некоторые члены ВТО также предложили критерии для определения экологических товаров, а некоторые представили перечни продуктов, которые они хотели бы рассматривать как входящие в сферу охвата этих переговоров.

  4. В конце доклада Председателя Комитета по торговле и окружающей среде на специальной сессии Комитету по торговым переговорам, посвященного прогрессу, достигнутому в переговорах по торговле и окружающей среде в рамках подготовки к проведению Конференции ВТО на уровне министров в Канкуне (документ ВТО TN/TE/7/Suppl.1), было сделано заключение о том, что "хотя мы и добились значительного прогресса в проведении обсуждений по пунктам 31 i) и 31 ii), необходимо предпринять дополнительные усилия в этих областях. Нам следует сконцентрировать внимание на пункте 31 iii), в частности в том, что касается выявления стран импорта или экспорта экологических товаров с целью достижения договоренности относительно сокращения или устранения тарифных и нетарифных барьеров с учетом условий и форм деятельности, подлежащих определению членами, на основе прогресса, достигнутого в Группе по переговорам об обеспечении доступа к рынкам для несельскохозяйственных продуктов".

В. Участие в совещаниях Комитета по торговле и окружающей среде на очередной сессии


  1. Помимо участия в совещаниях Комитета по торговле и окружающей среде на специальной сессии секретариат присутствовал на ряде совещаний Комитета на очередной сессии, которые были посвящены целому кругу вопросов, имеющих актуальное значение для Базельской конвенции, включая: оказание технического содействия и создание потенциала; проведение экологических обзоров на национальном уровне; а также связь между торговлей и передачей технологии. Эти аспекты были изложены в подготовленной секретариатом записке по вопросам окружающей среды и торговли (UNEP/CHW.6/31/Аdd.1). Полученная в последнее время информация приводится в информационной записке секретариата о сотрудничестве между Базельской конвенцией и ВТО, о чем говорится ниже.

С. Предоставление Сторонам информации о происходящих в ВТО событиях, касающихся торговли и окружающей среды


  1. В соответствии с решением VI/30 секретариат также старался следить за ходом работы Комитета по торговле и окружающей среде на специальной сессии и докладывать об этом Сторонам. Помимо участия в совещаниях ВТО, о чем говорилось выше, секретариат подготовил записку, озаглавленную "Сотрудничество между Базельской конвенцией и ВТО", в которой дается обзор хода обсуждений, проводимых в Комитете как на специальной, так и очередной сессиях, и выделены вопросы, представляющие возможный интерес для Сторон Базельской конвенции (см. веб сайт www.basel.int).

D. Обращение с просьбой о предоставлении статуса наблюдателя в Комитете ВТО по торговле и окружающей среде на специальной сессии


  1. В соответствии с решением VI/30 секретариат прилагал усилия для получения статуса наблюдателя в Комитете по торговле и окружающей среде на специальной сессии. 28 января 2003 года секретариат направил официальное сообщение Генеральному директору и Председателю Комитета по торговым переговорам ВТО с просьбой о предоставлении секретариату статуса наблюдателя на совещаниях Комитета по торговле и окружающей среде на специальной сессии. Как было отмечено выше, эта просьба пока находится на рассмотрении.

XII. Прочие вопросы

А. Международное энергетическое агентство


  1. Секретариату было предложено сделать сообщение на организованном Ведущим форумом по вопросам депонирования углерода Международного энергетического агентства семинаре практикуме по правовым аспектам хранения углерода, который был проведен в Париже 12 и 13 июля 2004 года. Представители Лондонской конвенции по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов, 1972 год, и ОСПАР участвовали совместно с секретариатом Базельской конвенции в той части семинара практикума, который был посвящен действующим и будущим международным рамочным механизмам.

В. Департамент операций по поддержанию мира


  1. На основе консультаций между Департаментом операций по поддержанию мира Организации Объединенных Наций и ЮНЕП в 2002 и 2003 годах обеими организациями было решено, что природоохранные руководящие принципы, касающиеся полевых миссий Организации Объединенных Наций по поддержанию мира, будут разработаны совместно ЮНЕП и Департаментом. К некоторым из тех областей, которые были выделены для включения в эти руководящие принципы, относятся следующие: регулирование твердых и опасных отходов; управление ликвидацией сточных вод; водные ресурсы; регулирование опасных веществ; регулирование потребления энергии и контроль за загрязнением воздуха; регулирование природных ресурсов; а также использование культурных и исторических ресурсов. ЮНЕП предложила секретариату поделиться своим экспертным опытом в деле разработки природоохранных руководящих принципов, в частности в том, что касается области регулирования опасных отходов. Основная цель разработки этих руководящих принципов   обеспечить более системный подход к решению экологических проблем, с тем чтобы операции по поддержанию мира носили экологически более обоснованный характер.



_________________

1  Конвенция о запрещении ввоза опасных и радиоактивных отходов в островные страны члены Форума и о контроле за трансграничными перевозками и удалением опасных отходов в пределах южно-тихоокеанского региона.

2  См. документ IFCS/Forum-IV/13W Rev.2.

3  См. документ "Доклад Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию", Йоханнесбург, Южная Африка, 26 августа - 4 сентября 2002 года (издание Организации Объединенных Наций, в продаже под No. R.03.II.A.1), глава I, резолюция 2, приложение.

4  АПЕЛЛ: "Обеспечение информированности и готовности на местном уровне на случай чрезвычайных ситуаций".

5  См. документ А/С.2/56/7, приложение.

________________________

* UNEP/CHW.7/1.


K0472696 211004


Из соображений экономии настоящий документ напечатан в ограниченном количестве экземпляров. Просьба к делегатам приносить свои копии на заседания и не запрашивать дополнительных копий.



скачать файл



Смотрите также:
Конференция Сторон Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением
521.69kb.
Russian original: english конференция сторон конвенции о биологическом разнообразии одиннадцатое совещание
967.77kb.
Учитывая соответствующие положения Конвенции по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов от 1972 года, с поправками
165.18kb.
Приложение руководящие элементы, касающиеся обнаружения, предотвращения незаконного оборота опасных отходов и борьбы с ним
948.39kb.
I. Вступление. II. Основная часть: Московская конференция 1943 года. Тегеранская конференция. Крымская конференция глав правительств ссср, США и Великобритании. Потсдамская конференция. III
117.66kb.
Исполнительное резюме
428.23kb.
Согласно ст. 46 п. 1 Конвенции, государства участники Европейской Конвенции по правам человека (Конвенции) обязуются исполнять любое окончательное решение Европейского Суда по правам человека
83.89kb.
Дополнительные сведения об опасных производственных объектах, на которых используются подъемные сооружения
34.91kb.
В 2010 году по данным статистического наблюдения по форме 2-тп(отходы) всего образовалось отходов 1846,314 тыс тонн, в том числе на отходы 4-5 класса приходится около 99% всех образующихся отходов
36.3kb.
Коротко о книгах 219 Годичная научная конференция ииет ран 2006 года, Н. Н. Романова 221 XXVII годичная конференция петербургских историков науки и техники, Б. И. Иванов 228 Конференция "Календарно-хронологическая культура и проблемы ее
3961.89kb.
Лекция об истории принятия Конвенции о правах ребенка и ее основных положениях
174.14kb.
Первая ежегодная конференция по сотрудничеству Юг-Юг в вопросах интеллектуальной собственности (ИС) и развития Конференция Женева, 28 сентября 2012 г
157.8kb.