Главная страница 1
скачать файл

Изменения при исчислении налога на добавленную

стоимость организациями с 2013 года

В составе объектов налогообложения НДС с 2013 года нормативно закреплены обороты:

- по прочему выбытию товаров собственного производства, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли в магазинах беспошлинной торговли (п.п. 1.1.10 ст. 93 НК).

В 2012 году прочее выбытие помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли товаров собственного производства в магазинах беспошлинной торговли признавалось объектом обложения НДС и облагалось налогом по ставке 20 процентов на основании Указа Президента Республики Беларусь от 17.01.2012 N 38 "О функционировании магазинов беспошлинной торговли";

- по передаче имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности (п.п. 1.1.11 ст. 93 НК).

Это не новый объект, в 2012 году передача имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности облагалась НДС как обороты по реализации имущественных прав на территории Республики Беларусь (п.п. 1.1 ст. 93 НК). С 2013 года внесена норма, уточняющая термин " реализация имущественных прав".

Так, согласно ст. 31 НК под реализацией имущественных прав признается передача имущественных прав одним лицом другому лицу на возмездной или безвозмездной основе вне зависимости от способа приобретения имущественных прав. С 2013 года внесено уточнение, в соответствии с которым под реализацией имущественных прав понимается передача имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности. В свою очередь, передачей имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности признается передача данных прав правообладателем полностью или частично другому лицу по договору, предусматривающему передачу (уступку) исключительных прав на такие объекты, а также предоставление правообладателем (лицензиаром) другому лицу (лицензиату) либо лицензиатом сублицензиату разрешения использовать соответствующий объект интеллектуальной собственности (ч. 5 п. 1 ст. 31 НК).

С 2013 года не признается объектом налогообложения НДС стоимость работ (услуг), приобретенных (оплаченных) плательщиком не только для своих работников (п.п. 2.16 п. 2 ст. 93 НК (в редакции, действующей в 2012 году)), но и для членов их семей, а также для пенсионеров, ранее работавших у плательщика (п.п. 2.16 п. 2 ст. 93 НК).

С учетом положения Указа Президента Республики Беларусь от 04.07.2012 N 294 "О порядке распоряжения государственным имуществом" (далее - Указ N 294) в НК внесено дополнение о том, что объектом налогообложения НДС не признается безвозмездная передача государственного имущества (п.п. 2.5.4 ст. 93 НК). Под государственным имуществом понимается имущество, закрепленное за республиканскими и коммунальными юридическими лицами, в том числе государственными органами, на праве оперативного управления, хозяйственного ведения, казна Республики Беларусь и административно-территориальных единиц, а также имущество, признаваемое государственным в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Беларусь (ч. 2 примечания <*> к преамбуле Указа N 294).

В целях приведения налогового законодательства в соответствие с нормами Указа Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 N 312 "О некоторых вопросах налогообложения и взимания арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности" (далее - Указ N 312) в 2013 году в НК добавлена норма, в соответствии с которой работы (услуги), выполняемые (оказываемые) органами внутренних дел Республики Беларусь (их подразделениями), за исключением работ (услуг), указанных в п.п. 1.20 п. 1 ст. 94 НК, не признаются объектами налогообложения (п.п. 2.26 п. 2 ст. 93 НК). В 2012 году такие обороты включались в состав освобождаемых от налогообложения оборотов (п.п. 1.13 п. 1 ст. 94 НК (в редакции, действующей в 2012 году)).

В 2013 году освобождению от налогообложения подлежат социальные услуги, оказываемые государственными организациями (их структурными подразделениями) по перечню таких услуг, утверждаемому Советом Министров Республики Беларусь (п.п. 1.4. п. 1 ст. 94 НК). В 2012 году освобождению подлежали услуги по уходу за больными, престарелыми, инвалидами (п.п. 1.4 п. 1 ст. 94 НК (в редакции, действующей в 2012 году)).

С 2013 года охранные услуги (работы), оказываемые (выполняемые) Департаментом охраны Министерства внутренних дел Республики Беларусь и его подразделениями, а также организациями, находящимися в его ведении, исключены из освобождаемых от НДС оборотов (п.п. 1. 13 п. 1 ст. 94 НК). Изменение связано с приведением текста НК в соответствие с Указом N 312 (п.п. 1.2 Указа N 312).

С 01.01.2013 из освобождаемых от НДС оборотов исключаются:

услуги связи, оказываемые физическим лицам (п.п. 1.21 п. 1 ст. 94 НК);

услуги по предоставлению юридической помощи адвокатов, услуги юридических консультаций и адвокатских бюро (п.п. 1.22 п. 1 ст. 94 НК);

услуги, оказываемые ломбардами по предоставлению физическим лицам краткосрочных займов под залог имущества (п.п. 1.41 п. 1 ст. 94 НК).

Перечень платных услуг в сфере образования, освобождаемых от НДС, дополнен таким видом услуг, как проведение лабораторных работ и практических занятий со студентами (курсантами) и учащимися вне учебной группы (п.п. 1.28 п. 1 ст. 94 НК).

С 2013 года освобождаются от налогообложения НДС обороты по реализации товаров (работ, услуг), произведенных (выполненных, оказанных) обучающимися в соответствии с учебно-программной документацией, планом воспитательной работы учебного заведения, программами воспитания при осуществлении учебными заведениями установленных видов деятельности по перечню, утверждаемому Советом Министров Республики Беларусь (п.п. 1.29 п. 1 ст. 94 НК). В 2012 году освобождению подлежали обороты по реализации только работ (услуг), выполненных (оказанных) обучающимися (п.п. 1.29 п. 1 ст. 94 НК (в редакции, действующей в 2012 году)).

В целях единообразных подходов при реализации государственной политики в области управления недвижимым имуществом в 2013 году освобождаются от НДС оказываемые физическим лицам услуги по представлению информации из регистра стоимости земельных участков (п.п. 1.30 п. 1 ст. 94 НК).

Внесены коррективы в норму НК о предоставлении банкам освобождения от налогообложения операций по управлению кредитами или гарантиями по кредитам. С 2013 года от НДС будут освобождаться операции по управлению (обслуживанию) кредитов, в том числе непосредственно выданных другими банками (ч. 1 п.п. 1.37.1 п. 1 ст. 94 НК).

Обороты по реализации банками операций, освобождаемых от НДС, дополнены операциями с электронными деньгами, за исключением возмещения стоимости электронных кошельков в случаях, когда в качестве электронных кошельков используются заготовки банковских платежных карточек с магнитной полосой и (или) микро-процессором, иные аналогичные программно-технические устройства, относящиеся к материальным носителям информации (абз. 12 п.п. 1.37.2 п. 1 ст. 94 НК).

С 1 января 2013 г. отменяется льгота по НДС в отношении услуг по привлечению и (или) доверительному управлению денежными средствами, имуществом организаций и физических лиц, ценными бумагами, форвардными и фьючерсными контрактами, опционами и иными аналогичными финансовыми инструментами срочного рынка, денежными средствами, переданными для приобретения ценных бумаг, форвардных и фьючерсных контрактов, опционов и иных аналогичных финансовых инструментов срочного рынка (п.п. 1.38 п. 1 ст. 94 НК (в редакции, действующей в 2012 году)). Льгота исключена в связи с тем, что деятельность доверительного управляющего аналогична деятельности комиссионера, вознаграждение которого облагается НДС в общеустановленном порядке по ставке 20 процентов.

В связи с тем что застройщики, гаражные кооперативы, кооперативы, осуществляющие эксплуатацию автомобильных стоянок, могут осуществлять реализацию вновь построенных автомобильных стоянок, в том числе в виде машино-мест (как части автомобильной стоянки), норма, предусматривающая льготу по НДС при реализации таких объектов, соответствующим образом дополнена (п.п. 1.42 п. 1 ст. 94 НК).

Освобождаемые от НДС обороты по реализации товаров (работ, услуг) дополнены услугами почтовой связи по пересылке простых отправлений письменной корреспонденции (почтовая карточка, письмо, бандероль), принятых операторами почтовой связи для доставки (вручения) адресату, а также посылок и (или) денежных переводов, принятых от физических лиц операторами почтовой связи для доставки (вручения) адресату (п.п. 1.49 п. 1 ст. 94 НК).

НК установлено, что при изменении порядка исчисления НДС, взимаемого налоговыми органами при ввозе товаров с территории государств - членов Таможенного союза (изменении налоговой базы, ставок, порядка применения освобождения от налогообложения), новый порядок применяется в отношении товаров, принятых на учет с момента изменения порядка исчисления НДС (ч. 2 п. 2 ст. 95 НК).

Установлен принцип определения налоговой базы при совершении операций по прочему выбытию товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли в магазинах беспошлинной торговли. Налоговая база в таком случае определяется исходя из цены их приобретения без учета НДС (ч. 6 п. 3 ст. 97 НК).

В 2013 году при реализации трудовых книжек и вкладышей к ним налоговая база по НДС определяется как положительная разница между ценой их реализации и ценой приобретения. При этом цена приобретения и цена реализации определяются с учетом НДС (ч. 2 п. 3 ст. 98 НК).

Из НК исключены нормы, устанавливающие порядок определения момента фактической реализации по факту получения оплаты либо иного прекращения обязательств по отгруженным товарам (выполненным работам, оказанным услугам), переданным имущественным правам (п. 2 ст. 100 НК (в редакции, действующей в 2012 году)).

С 2013 года момент фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав в целях исчисления НДС определяется плательщиками (за исключением плательщиков налога при упрощенной системе налогообложения) как приходящийся на отчетный период день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав независимо от даты проведения расчетов по ним (п. 1 ст. 100 НК).

Так как НК установлен один метод определения момента фактической реализации (метод "по отгрузке"), то упразднена норма, обязывающая плательщиков закреплять в учетной политике метод определения момента фактической реализации (методом "по отгрузке" или методом "по оплате") (п. 3 ст. 100 НК (в редакции, действующей в 2012 году)).

Порядок определения момента фактической реализации только "по отгрузке" должен применяться в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных с 1 января 2013 г. (абз. 2 п. 10 ст. 103 НК).

По товарам (работам, услугам), имущественным правам, отгруженным (выполненным, оказанным), переданным до 1 января 2013 г. плательщиками, определяющими момент фактической реализации в 2012 году "по оплате", исчисление НДС должно производиться в момент поступления оплаты от покупателя (заказчика), но не позднее 60 дней со дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

НК с 2013 года закреплен порядок определения момента фактической реализации для плательщиков налога при упрощенной системе налогообложения, уплачивающих НДС (далее - плательщики упрощенной системы) и ведущих учет в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее - книга учета доходов и расходов).

Такие плательщики момент фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав определяют как приходящийся на отчетный период день зачисления (поступления) денежных средств от покупателя (заказчика) на счет (в кассу) плательщика, но не позднее 60 дней со дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав (ч. 1 п. 1 ст. 92-1 НК).

День отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, момента сдачи (передачи) объекта (предмета) в аренду (финансовую аренду (лизинг)) плательщиками упрощенной системы определяют в соответствии с положениями ст. 100 НК (ч. 7 п. 1 ст. 92-1 НК).

НК определен порядок признания плательщиками упрощенной системы дня зачисления денежных средств по договору финансирования под уступку денежного требования, комиссии, поручения (ч. 2, 6 п. 1 ст. 92-1 НК).

Также прописан порядок определения дня зачисления денежных средств по товарам (работам, услугам), имущественным правам, по которым переданы и получены права требования, переведен долг, произведен зачет взаимных требований, произведен расчет векселями (ч. 3, 4 п. 1 ст. 92-1 НК).

В отношении оборотов, определенных п. 2 ст. 92-1 НК, момент фактической реализации определяется плательщиками упрощенной системы в соответствии с положениями ст. 100 НК.

Суммы "входного" НДС по приобретенным (ввезенным) товарам (работам, услугам), имущественным правам плательщики упрощенной системы могут принять к вычету только после фактической их уплаты и отражения в книге учета доходов и расходов (п. 3 ст. 92-1 НК).

При приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав, по которым переданы и получены права требования, переведен долг, произведен зачет взаимных требований, а также расчеты за которые произведены третьими лицами, вычету подлежат суммы налога на добавленную стоимость, выделенные продавцом плательщику упрощенной системы соответственно на дату передачи и получения права требования, дату перевода долга, дату зачета взаимных требований, дату погашения долга перед продавцом третьими лицами (п. 4 ст. 92-1 НК).

При приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав комиссионером (поверенным) по поручению комитента (доверителя) выделенные продавцом суммы налога на добавленную стоимость подлежат вычету комитентом (доверителем) на дату осуществления расчета с продавцом (п. 5 ст. 92-1 НК).

НК уточнен порядок определения дня отгрузки товаров для продавцов, которые сами осуществляют доставку (транспортировку) товаров. В этом случае днем отгрузки может признаваться дата, закрепленная учетной политикой продавца, но такая дата не должна быть позднее даты начала транспортировки товаров (абз. 3 ч. 2 п. 1 ст. 100 НК).

До 2013 года для таких продавцов днем отгрузки товаров в целях определения момента фактической реализации признавалась дата начала их транспортировки. Например, если транспорт загружался товарами на складах в конце рабочего дня, а фактически выезд осуществлялся утром на следующий день, то для определения момента фактической реализации необходимо было вести дополнительный учет отгрузки товаров по дате начала их транспортировки (абз. 3 ч. 2 п. 1 ст. 100 НК (в редакции, действующей в 2012 году)). При этом Письмом Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 03.01.2011 N 2-1-10/8 "О направлении информации" (вопрос 13) было разъяснено, исходя из каких данных и на основании каких документов необходимо было определять дату начала транспортировки.

Введенное с 1 января 2013 г. уточнение в п. 1 ст. 100 НК дает право продавцу, осуществляющему доставку (транспортировку) товаров либо производящему затраты по их доставке (транспортировке), применять наиболее удобный для него вариант определения даты отгрузки товара в целях исчисления НДС.

Согласно ч. 3 п. 1 ст. 100 НК днем выполнения работ (оказания услуг) признается дата передачи выполненных работ (оказанных услуг) в соответствии с оформленными первичными учетными документами (приемо-сдаточными актами и другими аналогичными документами). А в случае неподписания заказчиком первичного учетного документа до 20-го числа (включительно) месяца (квартала), следующего за отчетным, днем выполнения работ (оказания услуг) признается день составления первичного учетного документа.

НК установлен иной порядок признания дня выполнения работ (оказания услуг) в отношении услуг по перевозке пассажиров, багажа (грузобагажа), почты транспортом общего пользования. Днем оказания вышеперечисленных услуг признается день оформления проездных (перевозочных) документов пассажирам, владельцам багажа (грузобагажа), почты либо день начала осуществления перевозки пассажиров, багажа (грузобагажа), почты (ч. 9 п. 1 ст. 100 НК).

С 2013 года для научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических (технологических) работ, оказания инжиниринговых услуг днем их выполнения (оказания) признается последний день месяца выполнения (оказания) таких работ (услуг). При неподписании заказчиком актов выполненных работ (оказанных услуг) за отчетный месяц до 10-го числа (включительно) месяца, следующего за отчетным, днем выполнения (оказания) вышеперечисленных работ (услуг) признается день подписания заказчиком актов выполненных работ (оказанных услуг) (п. 7 ст. 100 НК).

Для целей исчисления НДС работы (услуги), реализация которых осуществляется на постоянной (непрерывной) основе, определены как работы (услуги), выполняемые (оказываемые) на основе долгосрочного договора (контракта), заключаемого на срок более трех месяцев, при условии, что заказчик работ (услуг) может использовать их результаты в своей деятельности в том месяце, в котором выполнены работы (оказаны услуги) (ч. 5 п. 1 ст. 100 НК).

Днем выполнения (оказания) таких работ (услуг) признается последний день месяца их выполнения (оказания), если первичные учетные документы оформлены до 20-го числа (включительно) месяца, следующего за месяцем выполнения работ (оказания услуг). Кроме того, в первичных учетных документах должно содержаться указание на месяц, в котором выполнены данные работы (оказаны данные услуги) (ч. 4 п. 1 ст. 100 НК).

Принятие к вычету сумм НДС, предъявленных плательщику при приобретении работ (услуг), реализация которых осуществляется на постоянной (непрерывной) основе, производится в особом порядке (ч. 4 п. 6 ст. 107 НК):

суммы НДС подлежат вычету в том отчетном периоде, в котором выполнены условия, установленные НК для осуществления вычета НДС, при наличии до даты представления налоговой декларации (расчета) по НДС за этот отчетный период оформленных документов (приемо-сдаточных актов и других аналогичных документов), содержащих указание на период, к которому относятся выполненные работы (оказанные услуги);

при отсутствии первичных учетных документов до даты представления налоговой декларации (расчета) по налогу на добавленную стоимость за этот отчетный период, в котором выполнены (оказаны) работы (услуги), принятие к вычету сумм НДС производится в том отчетном периоде, в котором получены оформленные документы (приемо-сдаточные акты и другие аналогичные документы).

В НК закреплен применявшийся ранее порядок о признании моментом фактической реализации предварительной оплаты (аванса), перечисленной иностранной организации, не осуществляющей деятельности на территории Республики Беларусь и не состоящей на учете в налоговых органах Республики Беларусь (далее - иностранные организации, не состоящие на учете в налоговых органах Республики Беларусь), за товары (работы, услуги), имущественные права, местом реализации которых признается территория Республики Беларусь. В данном случае покупатель (заказчик) при осуществлении предварительной оплаты должен исчислить и уплатить НДС в бюджет Республики Беларусь от стоимости, перечисленной нерезиденту (п. 1 ст. 92, ч. 1 п. 5 ст. 100 НК).

Кроме этого, в НК внесены изменения в порядок определения момента фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, реализованных на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь, на основе договоров комиссии, поручения или иных аналогичных гражданско-правовых договоров. В данном случае плательщиками НДС выступают комиссионеры, поверенные или иные аналогичные лица (организации и индивидуальные предприниматели), состоящие на учете в налоговых органах Республики Беларусь (п. 3 ст. 92 НК). С 2013 года исчислить и уплатить налог необходимо в день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав покупателям (заказчикам) этих товаров (работ, услуг), имущественных прав независимо от даты проведения расчетов по ним (ч. 2 п. 5 ст. 100 НК).

Нормы ч. 2 п. 5 ст. 100 НК распространяются также и на организации и индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь и вовлекающих в хозяйственный оборот на территории Республики Беларусь работы, услуги, имущественные права, реализуемые иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь. Причем вовлечением в хозяйственный оборот является также оказание услуг по заключению договора на приобретение (реализацию) работ, услуг, имущественных прав (п. 4 ст. 92, ч. 2 п. 5 ст. 100 НК).

В 2012 году при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь, на основе договоров комиссии, поручения или иных аналогичных гражданско-правовых договоров момент фактической реализации определялся в момент получения оплаты от конечного покупателя (заказчика) товаров (работ, услуг), имущественных прав (ч. 6 п. 2, 5 ст. 100 НК (в редакции, действующей в 2012 году)).

В НК закреплен порядок определения момента фактической реализации для операций по предоставлению плательщиками (за исключением банков) возмездных денежных займов, за исключением коммерческих займов. Моментом фактической реализации в этом случае признается день получения доходов, связанных с предоставлением возмездных денежных займов (п. 17 ст. 100 НК).

Следует отметить, что порядок определения момента фактической реализации для операций по предоставлению возмездных денежных займов не изменился по сравнению с порядком, действующим в 2012 году.

Статьей 100 НК ((в редакции, действующей в 2012 году)) не было установлено специальных норм, определяющих момент фактической реализации в отношении операций по предоставлению возмездных денежных займов. Однако в соответствии с тем, что для целей налогового учета проценты по договору займа отражались в составе доходов по мере их получения, моментом фактической реализации в целях НДС также признавался день получения доходов (процентов), связанных с предоставлением возмездных денежных займов.

Данные разъяснения были даны в Письме Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29.03.2012 N 2-1-10/10243 "Об актуальных вопросах по налогу на добавленную стоимость в 2012 году" (вопрос 8).

С 2013 года нулевая ставка НДС применяется при реализации бункерного топлива для заправки воздушных судов иностранных авиакомпаний, выполняющих международные полеты, международные воздушные перевозки (абз. 8 ч. 1 подп. 1.1.1 п. 1 ст. 102 НК).

В целях применения нулевой ставки НДС бункерным топливом признается топливо, используемое для заправки воздушных судов. Иностранной авиакомпанией признается авиакомпания иностранного государства, в том числе государства - члена Таможенного союза (ч. 6 подп. 1.1.1 п. 1 ст. 102 НК).

С 2013 года в НК закреплено, что к экспортируемым транспортным услугам, в отношении которых применяется ставка НДС в размере 0%, не относятся агентские (посреднические) услуги по оформлению и (или) реализации билетов на проезд пассажиров, на основании которых оказываются экспортируемые транспортные услуги (ч. 2 п. 4 ст. 102 НК). Поэтому в отношении вознаграждения по услугам оформления и (или) реализации билетов на международные маршруты применяется ставка НДС в размере 20%.

НК установлен перечень документов, являющихся основанием для применения нулевой ставки НДС при реализации иностранным организациям и физическим лицам товаров, вывезенных (без обязательств об обратном ввозе на территорию Республики Беларусь) в государства Таможенного союза и помещенных на их территории под таможенную процедуру свободной таможенной зоны либо под таможенную процедуру свободного склада (ч. 4 п. 7 ст. 102 НК).

Подтверждением для применения ставки НДС 0% является наличие у плательщика следующих документов:

договора (контракта), на основании которого осуществляется реализация товаров;

транспортных (товаросопроводительных) документов, подтверждающих перемещение товаров с территории Республики Беларусь на территорию государства - члена Таможенного союза;

заверенной таможенным органом государства - члена Таможенного союза копии таможенной декларации, в соответствии с которой товары на территории государства - члена Таможенного союза помещены под таможенную процедуру свободной таможенной зоны либо под таможенную процедуру свободного склада.

Для подтверждения применения нулевой ставки НДС с 2013 года в налоговый орган по месту постановки на учет плательщики должны представить (одновременно с налоговой декларацией по НДС) только заверенную таможенным органом копию таможенной декларации.

До 2013 года для подтверждения применения ставки НДС в размере 0% в налоговый орган необходимо было представить весь пакет документов, подтверждающих применение ставки НДС в размере 0%, предусмотренных п. 2 ст. 1 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11.12.2009, так как иное не было установлено национальным законодательством, в данном случае п. 7 ст. 102 НК (в редакции, действующей в 2012 году). При этом вместо заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в налоговый орган представлялась заверенная таможенным органом копия таможенной декларации, в соответствии с которой товары помещались под таможенную процедуру свободной таможенной зоны либо под таможенную процедуру свободного склада (ст. 21 Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18.06.2010, ратифицированного Законом Республики Беларусь от 08.05.2011 N 252-З; ст. 18 Соглашения о свободных складах и таможенной процедуре свободного склада от 18.06.2010, ратифицированного Законом Республики Беларусь от 10.01.2011 N 234-З).

НК закреплена норма, в соответствии с которой вводится ограничение относительно периода времени, в течение которого плательщики могут осуществлять корректировку оборотов по реализации товаров и применять ставку НДС в размере 0%.

Как известно, в соответствии с НК плательщики по истечении установленного 180-дневного срока для подтверждения вывоза за пределы Республики Беларусь товаров и применения в отношении их нулевой ставки НДС исчисляют налог в общеустановленном порядке. После отражения в налоговой декларации (расчете) по налогу на добавленную стоимость оборотов по реализации в связи с отсутствием документов в течение установленного срока при получении документов плательщики могут откорректировать ранее отраженный оборот по реализации и применить нулевую ставку НДС. Корректировка осуществляется в налоговой декларации (расчете) по налогу на добавленную стоимость того отчетного периода, срок предоставления которой следует после получения документов, либо того отчетного периода, в котором получены документы (ч. 10, 11 п. 2 ст. 102 НК (в редакции, действующей в 2012 году)).

С 2013 года данная норма дополнена ограничением периода времени - три года, в течение которого плательщик должен получить документы, подтверждающие вывоз товаров за пределы Республики Беларусь, и может произвести корректировки отраженных ранее оборотов с целью применения нулевой ставки НДС. Отсчет трех лет ведется со дня наступления срока уплаты НДС в связи с отсутствием документов, подтверждающих вывоз товаров (ч. 11 п. 2 ст. 102 НК).

Норма приведена в соответствие с нормой статьи 60 НК, которой установлен срок исковой давности для возврата налогов из бюджета - не позднее трех лет со дня уплаты налога.

С 2013 года на территории Республики Беларусь вводится механизм возврата иностранным физическим лицам суммы НДС, уплаченной ими при приобретении товаров, стоимость которых по платежным документам превышает сумму в размере 800000 бел. руб. (с учетом НДС), - так называемая система "Tax Free". При этом товары должны быть приобретены в течение одного дня в специализированных магазинах и вывезены за пределы таможенной территории Таможенного союза в течение трех месяцев со дня их приобретения. Специализированные магазины (магазины "Tax Free") - это магазины, заключившие с организацией, имеющей право на возврат НДС иностранным лицам (операторы системы "Tax Free"), договор на оказание услуг по возврату НДС иностранным лицам (п. 1 ст. 102-1 НК).

НК установлен перечень товаров, по которым не производится возврат НДС по системе "Tax Free" (п. 2 ст. 102-1 НК), и определен порядок подтверждения вывоза товаров иностранным лицом за пределы таможенной территории Таможенного союза (п. 3, 4 ст. 102-1 НК).

Для плательщиков, реализующих товары через магазины "Tax Free" иностранным физическим лицам, в случае вывоза этих товаров иностранными физическими лицами за пределы таможенной территории Таможенного союза НК предусмотрена возможность применения ставки НДС в размере 0% (абз. 7 ч. 1 п.п. 1.1.1 п. 1 ст. 102 НК).

Нулевая ставка может быть применена при соблюдении определенных условий:

- иностранное физическое лицо не должно иметь постоянного места жительства в государстве - члене Таможенного союза. Это подтверждается паспортом или иным документом, его заменяющим, предназначенным для выезда за границу, выданным в соответствующем порядке (абз. 7 ч. 1 п.п. 1.1.1 п. 1 ст. 102 НК);

- товары реализуются иностранным физическим лицам через магазины "Tax Free" (абз. 2 ч. 3 п.п. 1.1.1 п. 1 ст. 102 НК);

- товары, реализованные через магазины "Tax Free", должны быть вывезены купившим их иностранным физическим лицом за пределы таможенной территории Таможенного союза в течение трех месяцев со дня приобретения товаров (абз. 7 ч. 1 п.п. 1.1.1 п. 1 ст. 102 НК);

- наличие документального подтверждения вывоза иностранным физическим лицом товара за пределы таможенной территории Таможенного союза. Таким подтверждением является акт на возмещение сумм НДС, подписанный сторонами договора на оказание услуг по возврату НДС иностранным физическим лицам. Документальное подтверждение должно быть получено в течение 12 месяцев со дня реализации товаров (абз. 3 ч. 3 п.п. 1.1.1 п. 1 ст. 102, п. 4 ст. 102-1 НК);

- наличие договора на оказание услуг по возврату НДС иностранным физическим лицам, заключенного операторами системы "Tax Free", перечень и требования к которым устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь (абз. 4 ч. 3 п.п. 1.1.1 п. 1 ст. 102 НК).

Для подтверждения применения нулевой ставки НДС в отношении указанных выше товаров плательщик, реализовавший их, должен представить в налоговый орган реестр документальных подтверждений вывоза товара за пределы таможенной территории Таможенного союза. Такой реестр представляется одновременно с налоговой декларацией (расчетом) по налогу на добавленную стоимость, в которой отражен оборот по реализации со ставкой НДС в размере 0% (абз. 3 ч. 3 п.п. 1.1.1 п. 1 ст. 102 НК).

Плательщик, не имеющий документального подтверждения вывоза товара за пределы таможенной территории Таможенного союза до представления налоговой декларации (расчета) по налогу на добавленную стоимость за отчетный период, в котором реализован товар, оборот по его реализации отражает с применением ставки НДС в размере 20% (ч. 4 п.п. 1.1.1 п. 1 ст. 102 НК).

При получении документального подтверждения вывоза товара плательщик вправе применить нулевую ставку НДС. В этом случае оборот по реализации со ставкой НДС в размере 0% отражается в налоговой декларации (расчете) по налогу на добавленную стоимость того отчетного периода, срок представления которой следует после получения документального подтверждения вывоза товара, либо того отчетного периода, в котором оно получено. При этом одновременно уменьшается ранее отраженный оборот со ставкой НДС 20% (ч. 5 п.п. 1.1.1 п. 1 ст. 102 НК).

В НК закреплено, что при реализации дикорастущих ягод, орехов, грибов и прочей дикорастущей продукции применяется ставка НДС в размере 10% (п.п. 1.2.1 п. 1 ст. 102 НК).

Пониженная ставка налога в размере 10% в отношении дикорастущих ягод, орехов и грибов применялась и в 2012 году. В соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 005-2006 "Виды экономической деятельности" (ОКРБ 005-2006), утвержденным Постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.12.2006 N 65, сбор лесных грибов классифицируется позицией 01121 "Выращивание овощей, их семян и рассады", сбор дикорастущих ягод и орехов - позицией 01130 "Выращивание фруктов, орехов, культур для производства напитков и пряностей".

Позиции 01121 и 01130 вышеназванного Классификатора относятся к группе 011 "Растениеводство", а при реализации продукции растениеводства, производимой на территории Республики Беларусь, применяется ставка НДС в размере 10%. В 2012 году пониженная ставка налога 10% не применялась при реализации продукции цветоводства и выращенных декоративных растений (п.п. 1.2.1 п. 1 ст. 102 НК (в редакции, действующей в 2012 году)). В соответствии с ОКРБ 005-2006 "Цветоводство" относится к позиции 01122 группы 011 "Растениеводство". Выращивание декоративных растений классифицируется позицией 01123 "Производство продукции питомников" этой же группы.

В НК внесена норма, в соответствии с которой вопросы отнесения отдельных товаров к продовольственным товарам, включенным в Перечень, утверждаемый Президентом Республики Беларусь, в целях применения ставки НДС 10%, рассматривает Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь на основании обращений заинтересованных лиц и выдает соответствующее заключение (ч. 2 п.п. 1.2.2 п. 1 ст. 102 НК). Перечень продовольственных товаров и товаров для детей, по которым применяется ставка НДС 10 процентов при их ввозе на территорию Республики Беларусь и (или) при реализации на территории Республики Беларусь, утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 21.06.2007 N 287.

Из НК исключена норма о применении специальной ставки НДС в размере 0,5%. Ставка НДС в размере 0,5% применялась при ввозе на территорию Республики Беларусь из государств - членов Таможенного союза для производственных нужд обработанных и необработанных алмазов во всех видах и других драгоценных камней (коды по ТН ВЭД ТС 7102 и 7103) (п.п. 1.5 п. 1 ст. 102 НК (в редакции, действующей в 2012 году)).

С 31.05.2012 указанные выше товары, ввозимые на территорию Республики Беларусь для использования в производстве бриллиантов и ювелирных изделий, в соответствии с п.п. 3.2 Указа Президента Республики Беларусь от 24.05.2012 N 241 "О некоторых вопросах создания и деятельности ювелирного холдинга" (далее - Указ N 241) освобождены от обложения НДС при ввозе. Нормы НК приведены в соответствие с Указом N 241.

Плательщики, осуществляющие декларирование таможенным органам товаров в виде электронного документа, представляют в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией (расчетом) по налогу на добавленную стоимость информацию о подтверждении вывоза товаров за пределы территории Республики Беларусь в виде реестра номеров электронных таможенных деклараций на товары, выпущенные в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

В вышеназванном реестре указываются реквизиты электронных таможенных деклараций и разрешения на убытие товара за пределы территории Республики Беларусь. С 2013 года в реестре необходимо отражать только дату разрешения на убытие товара (ч. 2 п. 2, абз. 4 ч. 4 п. 2, абз. 4 ч. 2 п. 5 ст. 102 НК). В 2012 году вместе с датой указывался и номер разрешения (ч. 2 п. 2, абз. 4 ч. 4 п. 2, абз. 4 ч. 2 п. 5 ст. 102 НК (в редакции, действующей в 2012 году)).

Уточнена норма, в соответствии с которой сумма превышения налоговых вычетов над суммой НДС, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), подлежит вычету в первоочередном порядке в следующем отчетном (налоговом) периоде либо возврату (ч. 1 п. 6 ст. 103 НК). До 2013 года для этих целей в НК был указан только следующий налоговый период (ч. 1 п. 6 ст. 103 НК (в редакции, действующей в 2012 году)).

Для плательщиков, обладающих статусом "Лучший плательщик налогов, сборов", сокращаются сроки:

- проведения внеплановой проверки для обоснованности возврата (зачета) разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации, до пяти рабочих дней со дня представления плательщиком заявления о возврате (ч. 4 п. 6 ст. 103 НК);

- проведения зачета разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации, до десяти рабочих дней со дня принятия налоговым органом решения о проведении возврата такой разницы (ч. 1 п.п. 7.1 п. 7 ст. 103 НК);

- принятия к исполнению решения о возврате разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации, в период проведения зачетов по предыдущим решениям до десяти рабочих дней с даты принятия предыдущего решения (ч. 3 п.п. 7.1 п. 7 ст. 103 НК).

С 1 января 2013 г. не относятся на затраты плательщика суммы "входного" НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приходящиеся на обороты по реализации работ, услуг, имущественных прав, местом реализации которых не признается территория Республики Беларусь (ч. 2 п. 2, ч. 2 п. 3 ст. 106 НК). Налоговые вычеты, приходящиеся на указанные обороты, с 1 января 2013 г. подлежат вычету в общеустановленном порядке. На затраты относятся только суммы "входного" НДС, относящиеся к оборотам по реализации товаров, местом реализации которых не признается территория Республики Беларусь, включая обороты по реализации товаров населению на выставках-ярмарках, проводимых на территории государств - членов Таможенного союза.

В связи с тем, что с 2013 года момент фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав определяется только методом "по отгрузке" (п. 1 ст. 100 НК), суммы НДС, предъявленные плательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь, подлежат вычету независимо от даты проведения расчетов за приобретаемые товары (работы, услуги), имущественные права (ч. 1 п. 6 ст. 107 НК).

Суммой НДС, предъявленной покупателю при приобретении на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав, признается сумма налога, выделенная продавцом покупателю (ч. 1 п. 3 ст. 107 НК).

Суммы НДС, уплаченные в бюджет при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь, подлежат вычету, как и в 2012 году, в отчетном периоде, следующем за периодом их исчисления (абз. 3 п. 14 ст. 107 НК, абз. 3 п. 14 ст. 107 НК (в редакции, действующей в 2012 году)).

При этом, если товар (работы, услуги), имущественные права были приобретены за иностранную валюту, вычет сумм НДС производится исходя из официального курса иностранной валюты, установленного Национальным банком Республики Беларусь на день оплаты. А в случае, когда обязательства по приобретенным товарам (работам, услугам), имущественным правам покупателями (заказчиками) прекращаются не денежными способами - исходя из официального курса иностранной валюты, установленного Национальным банком Республики Беларусь на день иного прекращения обязательств (абз. 2 п. 14 ст. 107 НК).

С 2013 года в НК закреплена норма, в соответствии с которой при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь, в день их оплаты включается и авансовый платеж.

С 2013 года в НК перечень документов, являющихся основанием для осуществления вычетов сумм "входного" НДС, отдельно прописан для товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретенных на территории Республики Беларусь, ввезенных на территорию Республики Беларусь с таможенным оформлением и ввезенных на территорию Республики Беларусь с территории государств - членов Таможенного союза.

В связи с тем что с 2013 года вычету подлежат предъявленные плательщику при приобретении на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав суммы НДС независимо от даты проведения расчетов за них, из документов, являющихся основанием для осуществления налоговых вычетов, исключены расчетные документы (абз. 2 п. 5 ст. 107 НК, ч. 1 п. 5 ст. 107 НК (в редакции, действующей в 2012 году)).

НК предусмотрена возможность осуществления налоговых вычетов на основании первичных учетных документов, составленных в виде электронных документов, созданных в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь (абз. 2 п. 5 ст. 107 НК).

В НК закреплена норма, определяющая в качестве документов, являющихся основанием для осуществления вычетов сумм НДС, уплаченных при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с территории государств - членов Таможенного союза, налоговую декларацию (расчет) по НДС и документы, подтверждающие факт уплаты НДС при ввозе товаров (абз. 4 п. 5 ст. 107 НК).

С 2013 года в НК введена норма, в соответствии с которой суммы НДС, уплаченные при ввозе на территорию Республики Беларусь товаров в качестве давальческого сырья (материалов) переработчиком данного сырья (материалов) по поручению иностранной организации (физического лица) - заказчика работ по производству товаров из давальческого сырья (материалов), подлежат вычету у переработчика (ч. 2 п. 17 ст. 107 НК).

Таким правом могут воспользоваться плательщики (переработчики давальческого сырья (материалов)) после уплаты "ввозного" НДС в бюджет Республики Беларусь и при условии, что указанные суммы НДС не подлежат возмещению заказчиком.

Передача налоговых вычетов в пределах одного юридического лица должна быть осуществлена в одном отчетном периоде с передачей товаров (работ, услуг), имущественных прав (ч. 5 п. 21 ст. 107 НК).

Данный порядок действовал и до 2013 года. Налоговые вычеты должны были передаваться в том же отчетном периоде, что и товары (работ, услуги), имущественные права (Письмо Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 25.04.2011 N 2-1-9/11111 "О налогообложении"). С 2013 года норма закреплена в НК.

С 2013 года вычет сумм НДС в полном объеме осуществляется по товарам, отгруженным покупателям - иностранным организациям и (или) физическим лицам с выставок-ярмарок, проводимых на территории иностранных государств (ч. 1 п.п. 23.6 п. 23 ст. 107 НК). Данное положение применяется в отношении товаров, ранее вывезенных белорусскими плательщиками с территории Республики Беларусь в таможенной процедуре экспорта, договоры на реализацию которых заключены с покупателями - иностранными организациями после вывоза товаров с территории Республики Беларусь.

Днем отгрузки таких товаров признается дата отпуска (отгрузки) товаров плательщика покупателю с выставки-ярмарки на территории иностранного государства (ч. 5. подп. 23.6 п. 23 ст. 107 НК).

Вычет сумм налога в полном объеме осуществляется при наличии у плательщика документов, установленных НК (ч. 2 п.п. 23.6 ст. 107 НК).

Для подтверждения обоснованности осуществления вычета сумм НДС в полном объеме по товарам, отгруженным иностранным покупателям с выставок-ярмарок, плательщик представляет в налоговый орган по месту постановки его на учет одновременно с налоговой декларацией (расчетом) по налогу на добавленную стоимость специальные реестры (абз. 2, 3 ч. 3 п.п. 23.6 п. 23 ст. 107 НК).

С 2013 года для осуществления вычетов сумм НДС в полном объеме по товарам (работам, услугам), при реализации которых используется ставка НДС в размере 0%, а также по товарам, реализуемым иностранным покупателям на территории иностранных государств с мест хранения, с выставок-ярмарок, не требуется поступления выручки от реализации. Для осуществления вычета достаточно наличия документов, подтверждающих вывоз товаров (работ, услуг) за пределы территории Республики Беларусь (п.п. 23.1, 23.6, 23.7 п. 23 ст. 107 НК).

В 2012 году вычет сумм "входного" НДС по товарам (работам, услугам), облагаемым НДС по ставке 0%, осуществлялся в полном объеме независимо от суммы НДС, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, при наличии документов, подтверждающих вывоз товаров (работ, услуг), и поступлении выручки от реализации экспортируемых товаров (работ, услуг). Вычет НДС в полном объеме можно было осуществлять и при ином прекращении обязательств по расчетам за отгруженные на экспорт товары (работы, услуги) (подп. 23.1 п. 23 ст. 107 НК (в редакции, действующей в 2012 году)).

Поступление выручки в 2012 году было обязательным условием для осуществления вычета НДС в полном объеме по товарам, отгруженным иностранным покупателям с мест хранения на территории иностранных государств (в том числе на территории государств Таможенного союза) и (или) с выставок-ярмарок, проводимых на территории иностранных государств - членов Таможенного союза (абз. 8 ч. 2 подп. 23.6, абз. 7 ч. 2 подп. 23.7 п. 23 ст. 107 НК (в редакции, действующей в 2012 году)).

С 2013 года в общую сумму оборота по реализации при определении удельного веса, принимаемого для распределения налоговых вычетов, не включаются операции по реализации работ, услуг, имущественных прав, местом реализации которых не признается территория Республики Беларусь. При определении удельного веса в сумму оборота включаются операции по реализации только товаров, местом реализации которых не признается территория Республики Беларусь (включая операции по реализации товаров населению на выставках-ярмарках, проводимых на территории государств - членов Таможенного союза) (ч. 3 п. 24 ст. 107 НК).

Суммы НДС по товарам, отгруженным иностранным покупателям с мест хранения на территории иностранных государств (в том числе государств Таможенного союза) и (или) с выставок-ярмарок, проводимых на территории иностранных государств (в том числе государств Таможенного союза), вычитаются плательщиками в седьмую очередь независимо от суммы НДС, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (абз. 8 п. 25 ст. 107 НК).

В седьмую очередь вычитаются суммы НДС при условии документального подтверждения обоснованности осуществления налогового вычета в полном объеме.


Инспекция МНС Республики Беларусь

по Молодечненскому району
скачать файл



Смотрите также:
Изменения при исчислении налога на добавленную стоимость организациями с 2013 года
299.81kb.
Памятка по заполнению платежных документов Пример заполнения платежного поручения Уплата
106.05kb.
Основные изменения Налогового законодательства с 1 января 2013 года
261.47kb.
Стартовала декларационная кампания 2013 года
40.41kb.
Российская федерация закон оренбургской области о ставке налога на прибыль организаций отдельным категориям налогоплательщиков на 2013 год
27.16kb.
Налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость Форма по кнд 1151001 Приказ мф РФ от 15 октября 2009 г. N 104н в ред. Приказа мф РФ от 21. 04. 2010г. №36н
398.53kb.
С 1 октября 2013 года начинается новая отчетная кампания за 3 квартал 2013 года!
35.2kb.
Формирование ключевых (базовых) компетенций при обучении математики с использованием теории П. Я
388.27kb.
Пункт 5 предварительной повестки дня Прочие вопросы − Круглый стол по проблемам изменения климата и транспорта
221.53kb.
Конкурсе «Воспитатель года 2013»
208.13kb.
Предприятие является недропользователем
74.36kb.
Специальность Стоимость за год Требования при поступлении
182.42kb.