Главная страница 1страница 2страница 3
скачать файл




I. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПОЗНАНИЯ
Человек не может существовать в мире, не научившись в нем ориентироваться. Ориентация зависит от способности людей адекватно постигать мир, соотнося знания о мире и знания о себе. Поэтому вопрос познания является одним из самых философских.

Познание в первом приближении можно определить как совокупность процессов, обеспечивающих человеку возможность получать, перерабатывать и использовать информацию о мире и о себе.

Раздел философии, изучающий природу познания, закономерности познавательной деятельности человека, формы познания, отношение знания к действительности, а также условия и критерии его истинности называется гносеология- теория познания (от греч. gnosis – знание, познание; logos – учение).

Изучая гносеологию, необходимо прежде всего выяснить что такое познание; каким образом человек познает окружающий мир и самого себя; в состоянии ли он познать мир и самого себя; в чем заключается цель познания; что такое истина; что является критерием истины.

В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира.

Познание выступает как процесс, целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека.

С античных времен в понимании сущности познания существуют две традиции:

- первая от философии Демокрита, согласно которой познание есть отражение действительности, восприятие отторгающихся от вещей образов (эйдосов). С точки зрения Демокрита, познание носит апостериорный характер;

- вторая от философии Платона, который отверг идею отражения в понимании познавательного процесса. С его точки зрения, познание – это воспоминание душой ее прежних впечатлений (когда она, до того как вселиться в тело человека, находилась в потустороннем идеальном мире). Но вместе с тем идея отражения действительности в определенной мере присутствует и у Платона, который утверждал, что человек умен не сам по себе, а умна окружающая его среда и не столько мы отражаем действительность, сколько она отражается в нас.

Современная гносеология при рассмотрении познавательного процесса не ограничивает его способностью сознания отражать мир, поскольку человеческое сознание имеет творческий характер, и отражение человеком объективного мира не является чисто механическим процессом.

Творчество – процесс создания качественно нового предмета, явления, процесса или компонента системы. Творчество и отражение – различные, но в сфере понимания взаимосвязанные феномены. Познание мира не есть «чистое отражение», так как творчество пронизывает собой весь познавательный процесс.

В процессе жизни человек выполняет два вида действий при познании чего-либо:

- познает окружающий мир, открывая нечто новое либо для себя, либо для человечества;

- познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений, читая книги, обучаясь и приобщаясь ко всем видам материальной и духовной культуры.

Значит, познание – это не только процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека, но и процесс, ориентированный на получение нового знания об объекте.

Целью познания является нахождение истины.

Гносеологическое отношение включает три основных составляющих: субъект, объект и знание как результат познания.



Знание как результат познания представляет собой устойчивую систему представлений о мире. В современной философии термин «знание» употребляется в трех значениях: навык что-либо осуществить; познавательно-значимая информация; теоретико-познавательная форма отношения человека к действительности.

Средства

познания

Знание


Схема 1. Структура познания

Структура познания включает в себя ряд компонентов: субъект и объект познания, средства познания, уровни и формы познания, истину как цель познания, основные методы познания бытия.



Субъект познания – тот, кто действует, влияет на объект, а значит, выступает носителем предметно-практической деятельности и познания. Субъектом познания является человек разумный, освоивший арсенал познавательных средств, накопленных человечеством. Общество в целом, которое за свою историю накопило громадный объем материальной и духовной культуры, также является познавательным субъектом.

Объект познания – часть объективной реальности, включенная в человеческую деятельность и познание. Это то, на что направлена человеческая деятельность. Объект познания противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности.

Нередко в философской литературе имеет место отождествление предмета и объекта, в то время как это - совершенно различные понятия. Объектом философского познания является вся объективная действительность, весь материальный и духовный мир, включая самого человека. Объектом познания становятся только те области действительности, которые включаются в познавательную деятельность субъекта.

Объектом изучения ранних греческих философов была природа. Постепенно в сферу интересов философии вошли и вопросы общественной жизни людей, а также были разработаны проблемы теории познания; объектом их изучения выступал и сам человек, его природа, ум, чувства, язык, искусство, мораль, религия и т.д. В конечном счете, объектом познания стали природный и общественный мир и человек в их сложных соотношениях.

Теория познания рассматривает субъект и объект познания в диалектической взаимосвязи, взаимодействии, единстве, в котором социально активной стороной является субъект познания.

Субъект и объект образуют отношение, предполагающее своих посредников.

Посредники познания – это средства познания:

а) материального характера: орудия труда, приборы, инструменты и т.п.;

б) идеального характера: понятия, категории, нормы, научные теории, концепции и т.п.

Формой, связующей отношение субъекта и объекта, является образ. Образ субъективный по восприятию, но объективный по содержанию. В субъективном аспекте образа отражается объективное, не зависящее от субъекта содержание. К этому выводу философия пришла не сразу.

В истории философии сложилось три варианта связи образа и объекта:

- образ есть совокупность наших ощущений (позиция субъективного идеализма);

- образ есть постижение разумом объективно существующих идей (позиция объективного идеализма);

- образ есть субъективное освоение объективной действительности, существующей независимо от сознания субъекта (позиция материализма).

По отношению к субъекту образы подразделяются на чувственные и рациональные. Первые – наглядные, вторые – абстрактные.

Традиционно в структуре познания выделяют два уровня (этапа):



Чувственное познание основано на чувственных ощущениях, отражающих действительность (непосредственное восприятие мира);

Рациональное (от лат. ratio – разум) познание основано на разуме, его самостоятельной деятельности (опосредованное восприятие мира в форме понятий, суждений и умозаключений).

Процесс познания включает апробацию полученных результатов – знания на практике.



Любая теория познания обязательно проходит проверку практикой.

Практика конкретная деятельность людей по приспособлению и преобразованию окружающего мира и самого человека в соответствии с потребностями общества.


КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ



ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ ПОЗНАНИЯ


Схема 2. Роль практики в познании

Виды практики:

- материально-производственная (связана с созданием материальных, жизненно необходимых благ);

- общественно-политическая (связана с деятельностью и регулированием отношений между государствами, нациями, социальными группами внутри государства);

- научно-экспериментальная (накапливает новые знания о мире).

Практика существует в единстве с познанием. Практика – материально-предметная деятельность. Познание – идеально-образная деятельность. По способу и результату деятельности: практика – это производство материальных вещей, преобразование общественных отношений самого человека; познание – это производство идей, знаний, моральных норм,

рисунков, объектов культуры. Так, например, Коперник доказал вращение Земли вокруг Солнца, однако это стало достоянием не только Коперника или его поколения, но и всего человечества.

Таким образом, познание – это процесс целенаправленного, активного отражения объективного мира в сознании людей, обусловленный общественно-исторической практикой человечества.

Познание возникает одновременно с развитием навыков к труду и общению. От элементарного освоения природы человек пришел к познанию, перерастающему в гносеологию. Это был довольно сложный и противоречивый путь от неосознанного познания к стихийному, а от него – к сознательно осуществляемому и обусловленному социокультурным фактором своей эпохи.





Виды познания
В истории человечества возникали, сменяли друг друга и одновременно сосуществовали различные виды постижения реальности. Рассмотрим обыденное, художественное, философское, научное виды познания.

Обыденное (житейское) познание основывается прежде всего на наблюдении и смекалке, оно носит практический характер и лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными (теоретическими) построениями. Обыденное познание является результатом коллективного опыта, накапливаемого поколениями людей. Индивидуальное обыденное познание связано с эмоциональным переживанием и осмыслением жизненного опыта личности. Предпосылки обыденного познания коренятся в многообразных формах деятельности людей, которая регламентируется обычаями, обрядами, праздниками и ритуалами, нравственными и иными предписаниями и запретами. Как правило, житейское познание и знание сводятся к констатации фактов и их описанию.

В круге обыденного познания исторически ранними способами постижения реальности являются миф и религия.

Миф – сказание о мире в слове. Специфика мифа заключается в неразличении вещи и образа, тела и свойства. Характерными чертами мифологического знания являются принцип множественности, двусмысленности и многозначности, антропоморфности, т.е. перенесение на объекты природы человеческих качеств. Содержание мифа выражается в символическом языке, что делает его обобщения широкими и многозначными.

Религиозное познание основывается на интуитивно-мистическом осознании мира и человека путем откровения (бездоказательно) и медитации.

К ранним формам постижения мира относят также фетишизм, тотемизм, магия, анимизм, приметы.



Фетишизм – вера в сверхъестественные свойства предмета (вещи), способные предохранять человека от различных бед, за исключением предметов целебного свойства.

Тотемизм – вера в сверхъестественную связь и кровную близость родовой группы с каким-либо видом животных, растений. Это своеобразная форма сродности человека и природы.

Магия – вера в способность человека определенным образом воздействовать на объекты и людей. Белая магия осуществляет колдовство с помощью небесных сил, а черная – колдовство с помощью дьявола. В целом магия воплощает веру в чудо.

Анимизм – вера в существование духа, души у каждой вещи. Анимизм является следствием антропного принципа: я вижу мир сквозь призму своих представлений о себе ( Ф. Бэкон о призраке «рода»).

Приметы – фиксированная форма часто повторяющихся событий. Некоторые из примет фиксируют причинно-следственную связь, улавливают их необходимый характер. Некоторые приметы носят случайный характер, но ошибочно принимаются за необходимое. И те и другие формируют стереотип поведения, закрепляются верой.

Таким образом, все ранние формы освоения мира основаны на вере. Неслучайно вера является и основанием таких форм чувственно-абстрактного познания бытия, как оккультное, паранормальное и медитативное познание.



Оккультное постижение мира. Оккультизм (от лат. occultus – тайный) представляет собой совокупность учений о скрытых, сверхъестественных силах космоса, земли, людей. К этому виду вненаучного постижения мира относят астрологию, алхимию, графологию, спиритизм, кабалистику и т.п.

В них либо неизвестное объясняется через знания науки (астрология использует знания астрономии, математики, искусства, философии), либо неопределенность приумножаться неопределенностью (алхимия, спиритизм). Но и в том и в другом случае есть свои удачные находки, достижения, стимулирующие генерацию новых «безумных» идей, без которых иссякает воображение, фантазия, творчество и, стало быть, культура.

Оккультное познание оставило след и в наработке методик познания, экспериментов, приемов, операций с числами и словами.

Паранормальное познание мира. Паранормальное познание (от греч. para – около) претендует поставлять информацию о необъяснимых с позиций науки физических явлениях и особых способностях некоторых индивидов воздействовать на других людей, объекты природы. К нему относят биолокацию, контактерство, телекинез, телепатию, экстрасенсорное воздействие.

Попытки объяснить феномен паранормальности пока, что остаются безуспешными, ибо наука не располагает на сегодня доступной фактической базой, достаточным экспериментальным материалом. Отсюда множество гипотез, версий, спекуляций по поводу способностей экстрасенсов, которые демонстрируют безграничность духовного и физического потенциала человека.



Медитативное познание себя. Медитация (от лат.meditatio – мысленное созерцание, размышление) – это предельно глубокое духовное состояние, которое достигается либо волевой отрешенностью от внешнего мира при помощи определенных упражнений, молитв, танцев; либо в результате приема наркотических средств.

Медитация направлена на обретение нирваны, того покоя и блаженства, которое открывает возможность познать свою сущность и приобщиться к священной силе – «Брахме».

Интерес к формам оккультного, паранормального и медитативного познания – явление не случайное. Оно обусловлено и ломкой общественных отношений, и духовным кризисом, ощущением тупика в развитии новоевропейской цивилизации, обострением глобальных проблем современности и неспособностью человечества их оптимально решать.

Как видим, приведенные виды вненаучного познания делятся на заблуждения, связанные с исследованиями людей, которые убеждены, что создают подлинную науку и практику (антинауку, «альтернативную» науку»), куда входят оккультные «науки», магия, колдовство и т.д.



Художественное познание обладает определенной спецификой, суть которой – в целостном, а не расчлененном отображении мира и особенно человека в мире. Художественное произведение строится на образе, а не на понятии: здесь мысль облекается в «живые лица» и воспринимается в виде зримых событий.

Философское познание формирует общее представление о мире в целом, о его субстанциях, универсальной взаимосвязи явлений, всеобщих свойствах и законах бытия. Философия создает целостный образ мира, выступает как самосознание общества, теоретическое выражение его культуры.

Научное познание отвечает на вопрос не только как, но и почему протекает то или иное событие, явление. Научное – это прежде всего объяснительное, объективное, имеющее доказательство знание. Сущность научного познания состоит в систематизированном подходе изучения объекта; в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем; в достоверном обобщении фактов; в том, что за случайным находит выражение необходимое, закономерное, за единичным – общее, и на этой основе осуществляется предвидение различных явлений.

II. ПРОБЛЕМА ПОЗНАВАЕМОСТИ МИРА
Хотя термин «теория познания» был введен в научный оборот в 1854 г. шотландским философом Дж. Феррером, само учение о познании, проблемы познаваемости мира разрабатывались с древних времен.

В античной философии центральной проблемой теории познания была проблема соотношения мнения (доксы) и знания (эпистемы), истины и заблуждения. Знание рассматривалось как своеобразная копия предмета. Истинный объект может быть только «дан» познающему субъекту, а продукты его субъективной познавательной деятельности – не истина, а мнение.

Главными для европейской философии XYII-XYIII вв. являлись проблемы связи «Я» и внешнего мира, внутреннего и внешнего опыта. В гносеологии была поставлена задача нахождения абсолютно достоверного знания.

Родоначальник классической немецкой философии И. Кант утверждал зависимость объективной реальности от самого познания: объект существует лишь в деятельности субъекта. Согласно Г. Гегелю объект и субъект являются тождественными.

В диалектико-материалистической гносеологии процесс познания рассматривается не только в аспекте бытия сознания и индивида, но и как социально-исторический процесс развития знания.

Вопрос о сущности познания заключается в том, возможно ли его адекватное, достоверное познание?



Проблема: Способно ли наше сознание давать адекватное отражение действительности?

В философии существуют две основные точки зрения на эту проблему:



* Гностицизм (гносеологический оптимизм)

* Агностицизм.

Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания.

Сторонники агностицизма (часто идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Агностицизм – направление в гносеологии, отрицающее возможность достоверного познания сущности действительности.

Главным признаком агностицизма является отрицание познаваемости именно сущности действительности, которая скрыта, по их мнению, за видимостью. В то время ошибочно считать, что агностицизм отрицает познаваемость мира вообще. В истории философии выделяют следующие формы агностицизма (схема 3).

Скептицизм древних философов - сомнение в познавательных возможностях человека


Схема 3. Исторические формы агностицизма
- Скептицизм древних философов (Пирон, Протагор). Они утверждали,

что о любом предмете можно высказать различное мнение, каждое из которых будет правильным для того, кто его высказал. Скептицизм не отрицает возможности существования знаний, он лишь подчеркивает их видимость, вероятность, субъективность.



- Агностицизм Д. Юма. и И. Канта – в Новое время.

Д.Юм – английский философ считал, что человек не может выйти за пределы своего восприятия мира, поскольку мир дан человеку только в его восприятиях ( предметы – комплексы восприятий). Наши знания мы получаем из опыта. А в опыте имеем дело только с ощущениями, восприятиями. Поэтому, кроме них, мы ничего знать не можем. Таким образом, концепции Д. Юма присуще сомнение относительно реальности как объекта научного исследования.

И. Кант – немецкий философ, в отличие от Юма, признавал существование материальных вещей вне нашего сознания, но считал, что их сущность как бы замкнута в своей скорлупе. Она скрыта от нас и познать ее невозможно. Для выражения этой мысли Кант ввел понятие «вещи в себе». В соответствии с такой концепцией человек способен познавать явления, а не «вещи в себе» и его знания отличаются от вещей, какие они есть на самом деле.

- Агностицизм Э. Маха и Р. Авенариуса – Основатели

эмпириокритицизма в философии. В центре этой философии стояло понятие опыта. Но опыт эмпириокритицизм рассматривал не как отражение объективного мира, а как внутреннее содержание сознания, человеческих переживаний, возникающих независимо от воздействия внешнего мира – как поток ощущений, очищенных от объективной реальности. На этой основе эмпириокритицизм отрицает достоверность человеческих знаний, способность науки познавать объективную истину.



- Агностицизм отдельных направлений современной философии.

Конвенционализм считает, что теории и понятия являются не отражением объективного мира, а следствием конвенций (соглашения) между учеными, которые заключаются по принципу «удобства» и «экономии мышления». Элементы конвенционализма присущи неопозитивизму, прагматизму.

То, что агностицизм просуществовал более двух тысяч лет, не случайность. Обусловлен он был следующими основными причинами:

- сложность и противоречивость процесса познания;

- ограниченность чувственного познания, возможность в нем ошибок и иллюзий;

- сложность логического познания;

- историческую ограниченность и неполноту знаний.

Принципиальную возможность познания сущности вещей признает большинство других философских направлений, принадлежащих как к материализму, так и к идеализму. Например, современный материализм выступает против агностицизма в любых его формах и последовательно отстаивает принцип познаваемости мира. Свое утверждение о том, что человек может достоверно познавать мир, материализм выводит из данных наук и социально-исторической практики. А факт, что человек способен целенаправленно действовать в окружающем мире, достигать желаемых результатов, опираясь на определенные знания, свидетельствует о достоверности этих знаний и как итог – о возможности познания мира.

С точки зрения объективного идеализма познание есть саморазвитие идеи (идея познает самое себя); в творчестве Гегеля познание человеком мира является ступенью в лоне самопознания абсолютной идеи.

С позиции субъективного идеализма познание представляет собой исследование взаимосвязи ощущений, восприятий и представлений, то есть человек познает свои собственные ощущения.

В религиозной христианской философии познание рассматривается как богоуподобление. В процессе непосредственного общения с Богом осуществляется передача Богом человеку его тайны (откровения, которое есть усвоение тайны и непосредственное созерцание Бога). Цель и смысл познания определяется потребностью «спасения души», поэтому главным в познавательном процессе является обретение человеком своего первоначального «догреховного облика», «образа подобия Бога».

По мнению философов – неореалистов (XX в.), познание не есть отражение. Вещи не отражаются в человеческом сознании, а входят в него.

Таким образом, идеалисты считают познание самостоятельной деятельностью идеального разума. Материалисты считают познание процессом, в результате которого материя через свою отражательную способность – сознание – изучает сама себя.

Общее между гносеологическим оптимизмом и агностицизмом заключается в отсутствии сомнения в возможности познать явления. Расхождение заключается в полярных оценках возможности познания сущности вещей.

Агностицизм проявляется в установке, отрицающей возможность адекватного познания сущности объектов действительности.

С позиций «гносеологического оптимизма» в познаваемых явлениях выражается сущность вещей, познаются и явления, и обусловливающие их сущности. С научно-философской, реалистической точки зрения вещи существуют объективно, независимо от сознания человека, от его знания об их существовании. Не существует непреодолимой грани между явлением и сущностью, а имеет место различие между уже познанным и еще не познанным. Познание не является неизменным и застывшим феноменом, оно представляет собой процесс перехода от незнания к знанию, от менее адекватного и полного знания – к более адекватному и полному.

Современная гносеология в своем большинстве стоит на позициях гностицизма и базируется на следующих принципах:

- диалектики (с точки зрения развития) подходить к проблеме познания, использовать законы, категории, принципы диалектики;

- историзма – рассматривать все предметы и явления в контексте их исторического возникновения и становления;

- практики – признавать главным способом познания практику, то есть деятельность человека по преобразованию окружающего мира и самого себя;

- познаваемости – быть убежденным в самой возможности познания;

- объективности – признавать самостоятельное существование предметов и явлений независимо от воли и сознания;

- активности творческого отображения действительности;

- конкретности истины – искать именно индивидуальную и достоверную истину в конкретных условиях.

Познание вообще и познание самого познания никогда не завершится. В этом его не только недостаток, но и величайшее достоинство. Познание никогда не станет репродуктивной деятельностью. Оно всегда будет творческим, ибо и познание, и познание познания всегда конкретно в новой ситуации. А новая проблемная ситуация всегда будет манить исследователя своей загадочностью и неопределенностью.

III. ОСНОВНЫЕ УРОВНИ И ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ.

СЕНСУАЛИЗМ И РАЦИОНАЛИЗМ
Познание, развивающееся на единой основе практики, представляет собой сложный, противоречивый процесс отражения действительности в идеальных образах. Но образы могут отличаться по характеру и глубине отражения объекта. Это связано с тем, что объект познания имеет две стороны: внешнюю, открытую нам, и внутреннюю, скрытую от нас. Первая сторона – это явление, вторая – его сущность. Задача познающего субъекта - не просто изучить явление, но и раскрыть его сущность, открыть законы для того, чтобы поставить их на службу человеческой практике.


Представление – воспроизведение в памяти образов ранее воспринимаемых предметов

Ощущение – отражение в сознании одной стороны (отдельного свойства) предмета

Ч

У П


В О

С З


Т Н

В А


Е Н

Н И


Н Е

О

Е



Схема 4. Формы чувственного и рационального (абстрактного) познания

Познание имеет различные уровни (ступени). К числу основных уровней познания относятся чувственное и рациональное (схема 4).



Чувственный уровень познания – непосредственное отражение внешнего мира, его предметов и явлений в наглядных, конкретных образах. Иногда чувственное познание называют живым созерцанием (непосредственное восприятие). Результат чувственного познания – непосредственное знание. Отражая конкретную действительность с ее внешней стороны, чувственное познание не способно проникнуть в сущность вещей и процессов и раскрыть законы действительности, то есть данное таким познанием знание конкретного не содержит в себе знания существенного и существенных связей. На уровне живого созерцания познание действительности осуществляется и опосредованно – с помощью искусственно созданных человеком приборов.

Формы чувственного познания - это субъективные образы объективного мира.

Ощущение – отражение в сознании одной стороны (отдельного свойства) предмета органами ощущений.

Ощущение – исходный пункт познания, это результат отражения отдельных свойств предметов и явлений мира, который возникает в процессе их воздействия на органы чувств и возбуждения нервных центров коры головного мозга. Существуют различные виды ощущений, связанные со спецификой органов чувств и физиологическим состоянием человеческого организма: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, осязательные; ощущения температурные, болевые, вибрационные, мышечно-суставные, равновесия, ускорения; ощущения голода, сытости, холода, тепла, света, темноты и др.

Ощущения образуют генетическую предпосылку восприятия.

Восприятие - комплекс ощущений, создающий целостный чувственный образ предмета. В отличие от ощущения, восприятие соответствует системе свойств предмета, например, восприятие вкуса, запаха, цвета, формы, объема в их единстве. Без ощущений нет восприятия. Это целостный образ предмета как результат целостного воздействия предмета на органы чувств. В процессе восприятия происходят обнаружение или выделение предмета, различение в нем отдельных свойств и их синтез.

Восприятие дает информацию о предмете в его целостности на основе комплекса ощущений. Ощущения могут существовать вне восприятия, но восприятия без ощущений не существует.



Представление - воспроизведение в памяти образов ранее воспринимаемых предметов. Образ ранее воспринятого предмета или явления является следствием сохранения в сознании человека следов прошлых воздействий: представлений памяти, воспоминаний. Представление как чувственно-наглядный образ предмета может возникать в человеческом сознании без непосредственного воздействия самого предмета на органы чувств. В сознании человека существуют и образы, созданные продуктивным воображением. Высшей формой представления является творческое воображение. Представление проявляется в двух основных формах: образов памяти и воображения.

Восприятие всегда индивидуально и единично, представление же может носить общий характер: представление о человеке вообще, о животном вообще, о доме вообще и т.д.

На формирование всех форм чувственного познания действительности влияет эмоциональное состояние человека. Каждая из рассматриваемых форм является единством объективного и субъективного компонентов. Но все они существуют объективно.

Рациональное (абстрактное мышление) познание – выделение в сознании отдельных сторон, признаков предмета и соединение их в особые сочетания с целью получения нового знания. Рациональное познание (опосредованное восприятие мира в форме понятий, суждений и умозаключений) основано на разуме.

Абстрактное мышление (от лат аbstractio – отвлечение мысленное) дает информацию о внутреннем, необходимом, о сущности предметов и явлений. Проявляется абстрактное мышление в выделении в процессе познания определенных сторон исследуемых объектов и соединении их с целью получения нового знания, в мысленном оперировании отдельными признаками предметов.

На уровне рационального познания сопричастность с предметом осуществляется в мышлении без непосредственного взаимодействия человека с этим предметом. Объективно существующий предмет в процессе его мысленного исследования замещается идеальным образом, символом (знаком). Таким символом, замещающим предмет в мышлении, является слово. Поэтому принципиальное различие между чувственным и рациональным познанием заключается в способности выразить предмет в слове. Чувственное знание – невербальное знание о предмете. Знание на уровне абстрактного мышления всегда вербализовано (от лат verbum-слово), то есть выражено в слове, в языке.

Рациональное познание осуществляется в определенных формах, изучение которых составляет предмет логики.



Формы рационального познания:

Понятие - форма мышления, отражающая общие и существенные стороны, признаки предмета. Понятие отражает общие, существенные свойства и связи предметов и явлений действительности. Это исходная и ведущая форма абстрактного мышления (мысленного познания бытия), в результате которого происходит выделение в группах, классах предметов общих и отличительных признаков. Понять – значит выразить в понятиях. Понятие является оценкой значения с точки зрения представлений. Понятия связаны с представлениями. Мысли без созерцания пусты, созерцания без понятий слепы.

Существуют различные классификации понятий. Кроме понятий обыденного уровня, понятий на уровне здравого смысла с научной точки зрения выделяются следующие виды понятий: частнонаучные, общенаучные и всеобщие (философские). К высшему уровню понятий относятся понятия-идеи.

Понятия выражаются в суждениях, представляющих собой связь понятий.

Суждение - форма мышления, утверждающая или отрицающая наличие признака в предмете. Суждение – форма мысли, выраженная в предложении, в котором утверждается или отрицается что-либо о чем-либо, это законченная мысль в предложении.

На основе понятий и суждений образуются умозаключения.



Умозаключение - форма мышления, представляющая выведение нового знания (суждений) о предмете, либо явлении на основе связи исходных суждений по определенным правилам. Исходные суждения называются посылками умозаключения, а новое суждение – выводом умозаключения. С логической точки зрения умозаключение – рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений (посылок) выводится новое суждение (заключение и следствие). Например: «Все учащиеся в университете – студенты. Я учусь в университете. Следовательно, я – студент».

По характеру умозаключение может быть индуктивного и дедуктивного плана. Индуктивным будет такое умозаключение, в котором процесс познания идет от единичного к общему, а дедуктивным – если на основе знаний всей сущности предмета делаются выводы об отдельных его сторонах.

На основе умозаключений строиться доказательство - логическая процедура, обосновывающая истинность суждения.

Процесс познания основан на совокупности чувственных и рациональных форм. Чувственное и рациональное познание как этапы познавательного процесса диалектически взаимосвязаны. В процессе и живого созерцания, и абстрактного мышления присутствует единство чувств и разума человека. Переход от чувственного к рациональному познанию происходит в форме скачка с постижением внутренних свойств предметов, то есть постижением их сущности.

Чувственное и рациональное познания имеют свои особенности.

Особенности чувственного и рационального познания


Чувственное познание

Рациональное познание




  1. Непосредственное отражение действительности.

  2. Отражение осуществляется в форме наглядных образов.

  3. Отражаются внешние, случайные стороны, свойства предметов.




  1. Опосредованное отражение действительности.

  2. Формы абстрактного мышления лишены наглядности

  3. Отражаются существенные,

внутренние, общие стороны,

свойства предметов.




Процесс познания основан на совокупности чувственных и рациональных форм. Абсолютизация одних и недооценка других форм приводит в конечном итоге к логической ошибке.

В Новое время в философии наблюдаются два направления такой абсолютизации – сенсуализм и рационализм.

Сенсуализм (лат. sensus - чувство) – направление в гносеологии, абсолютизирующее роль чувств в познании.

Рационализм (лат. ratio – разум) – направление в гносеологии, абсолютизирующее роль разума в процессе познания.

Сторонники сенсуализма (Дж. Локк, Л. Фейербах и др.) утверждают, что только чувства являются источником знания, что в разуме нет ничего такого, что не прошло бы через чувства. Сенсуалисты не учитывали диалектики общего и отдельного: в действительности не все свои знания индивид получает на основе личного опыта, а тезис «в разуме нет ничего, что не прошло бы через чувства» справедлив не для отдельного человека, а для всего человечества.

Готовые рациональные знания отдельный человек получает с помощью языка из книг, лекций, рассказов, компьютерных программ и т.д., то есть не в процессе непосредственно чувственного отражения действительности. Кроме того, сенсуалисты не учитывали творческую активность субъекта. Так, техника существует вначале в идеальных прообразах в голове человека (как автора, конструктора), а затем в чертежах. Только будучи материализованной и став объективной реальностью, она может быть объектом чувственного созерцания индивидов.

В свою очередь, сторонники рационализма (Р. Декарт, Г. Лейбниц и др.), преуменьшая или игнорируя познавательную роль чувств, например, Г. Лейбниц, утверждал, что чувственное познание вводит нас в заблуждение. Рационалисты, гиперболизируя роль разума в познании, вынуждены были утверждать, что разум основывается на априорных истинах.

Рационалисты также утверждают, что только на основе рационального мышления возможно познать сущность процессов и явлений; чувственные формы познания – лишь предпосылка возникновения знаний на ранних стадиях цивилизации.

Оппозиция сенсуализма и рационализма ошибочна. Процесс познания нельзя сводить только к чувственному или только к логическому анализу или переоценивать одно за счет другого.

Чувственное и рациональное познание – самостоятельные уровни познания и в то же время они взаимосвязаны, друг без друга не существуют.

Каждый момент чувственного отражения в познании опосредован мышлением. В свою очередь, рациональное познание приобретает свое содержание из чувственных данных, которые обеспечивают постоянную связь мышления с конкретными предметами и явлениями действительности. И в мышлении человек не может абсолютно обходиться без наглядности на действительность и результативное осуществление предметно-практической деятельности.

Хотя в деталях механизмы взаимосвязи чувственного и рационального познания еще не изучены, но в общей форме можно выделить ряд форм их взаимосвязи.

Первая форма взаимосвязи – от чувственного к рациональному. Чувственное познание не только генетически предшествует рациональному, но и оказывает постоянное воздействие на логические образы. Понятия обычно тогда становятся доступными, когда они связаны с некоторыми наглядными представлениями.

Вторая форма взаимосвязи – от рационального к чувственному. Это осмысленность чувственных образов, то есть влияние рациональных (логических) образов на чувственные, их своеобразная «вплетенность» в чувственное познание. К этому нужно добавить, что обычно чувственное познание стимулируется какой-то целью, поставленной мышлением.

Как известно, в процессе познания наряду с рациональными операциями и процедурами принимают участие и нерациональные. Особый интерес при изучении познания представляют творческое воображение и интуиция.



Воображение – способность человека создавать в сознании образы предметов, отсутствующих в объективном мире. Воображение является основой творчества. Творческое воображение – это высшая форма представления. С помощью воображения может осуществляться комбинирование образов и их компонентов, находящихся в памяти, вследствие чего возникают не только фантастические образы (русалки, черта, домового и др.), но и образы-модели, образы-планы.

Интуиция – это особая форма скачка от незнания к знанию, это способность (внутреннее озарение) к проникновению в сущность объектов и постижению истины непосредственно без обоснования с помощью доказательств.

Характерными чертами интуиции являются неожиданность (внезапность) решения проблемы и неосознанность средств этого решения. Возникновение интуиции связано с переходом от чувственных форм познания к рациональным и, наоборот, - от рациональных к чувственным. Интуиция не возникает на пустом месте, в ней нет ничего таинственного. Основными предпосылками интуиции выступают: наличие у человека опыта деятельности в определенной сфере; понимание сути решаемой проблемы; обладание богатым фактическим материалом; возникновение проблемной ситуации; познавательной целеустремленности и активности в исследовательской деятельности.

Таким образом, познание в своем диалектическом развитии проходит длинный путь от простых ощущений к сложным научным выводам и теориям. Диалектический процесс углубления человеческих знаний от явления к сущности является общим законом познания, высший уровень которого рациональное (логическое) познание.

скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
I. общее понятие и структура познания человек не может существовать в мире, не научившись в нем ориентироваться. Ориентация зависит от способности людей адекватно постигать мир, соотнося знания о мире и знания о себе
667.89kb.
Урок географии в 8 классе Учитель Гольева Т. В. 2011-2012 учебный год Урок 23. Растительный мир Австралии
100.83kb.
Программа утверждена Директор: Харченко Н. Г
161.31kb.
«Путешествия» может быть проведен в 10-11 классах
125.95kb.
Из книги “Основы Иноческой Жизни по “Добротолюбию”
1516.47kb.
«Волшебная скрипка»
431.56kb.
Нонака Икуджиро, Такеучи Хиротака. Компания – создатель знания – сс. 80 – 101
47.1kb.
Поиск ощущений личности и привлекательность сцен насилия в кинофильмах
109kb.
1. Культура как междисциплинарная область знания : Объект, предмет, методы, междисциплинарные связи
473.49kb.
Цель: формирование ценностного отношения к семье
103.85kb.
Ром самый разнообразный напиток в мире. Кто еще может похвастаться таким разнообразием стилей и ароматов. Ром может быть белым или выдержанным, со специями или ароматизированным
27.14kb.
Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир в мире будете иметь скорбь
125.27kb.