Главная страница 1
скачать файл

Ильичева Е.В.

Государственная экологическая политика становления экологического учета и отчетности.


Государственная экологическая политика в России становится все более неопределенной. Впрочем, при отсутствии необходимого финансирования со стороны федеральных органов управления нет нужды создавать детальные экологические программы, поскольку вероятность их реализации чрезвычайно мала.

Современная информационная база, необходимая для разработки реальной экологической политики на макроэкономическом уровне, пока отсутствует. Любые действия, благоприятным образом влияющие на окружающую природную среду, оказываются, как правило, случайными, а если нет, то бывают результатом воздействия рыночных механизмов на микроэкономическом уровне или следствием международных соглашений. Между тем определение и координация экологической политики, забота о качестве окружающей среды - это задачи государства, и прежде всего федеральных органов управления.

 Чрезвычайно важно решать экономические, экологические и социальные проблемы в комплексе. Во-первых, социальные показатели, отражающие уровень жизни, неизменно учитывают экономические (распределение и уровень дохода, распределение богатства, уровень безработицы), а также экологические (воздействие загрязнения окружающей среды) факторы [1]. Во-вторых, одновременное решение названных проблем часто позволяет не только ослабить отрицательное воздействие на окружающую природную среду, но и улучшить экономические показатели.

 Отражение в национальных счетах влияния производства и потребления на величину запасов природных ресурсов и качество окружающей среды позволяет определять скорректированные с экологической точки зрения темпы экономического роста и величину запасов капитала, в том числе и природного.  Подобный подход чрезвычайно полезен для реализации стратегии устойчивого развития (или оценки "устойчивости" развития экономики), так как текущая государственная экологическая политика прямо влияла бы на значение макроэкономических показателей.

Однако набор показателей и классификаций, который в соответствии с международными стандартами используется в современных схемах национальных счетов (в том числе внедряемая с 1993-го в статистическую практику система национальных счетов России), не позволяет получить количественную характеристику взаимосвязей экономики и окружающей среды и тем самым послужить основой для анализа и формирования комплексной экономической, экологической и социальной политики.

 Итак, процесс интеграции экологических показателей в национальные системы учета может принимать такие формы, как:



  • модификация соглашений и классификаций, определяющих центральную схему счетов, расширение используемых понятий или увеличение числа регистрируемых операций;

  • разработка параллельных систем национального учета с использованием гибких определений или систем счетов, не включаемых в центральную схему системы национальных счетов и основанных на натуральных показателях;

  • создание дополнительных счетов (счетов-сателлитов), связанных с неизменяемой основной структурой национального счетоводства;

  • частичный пересмотр некоторых макроэкономических показателей с целью отражения, к примеру, потребления природных ресурсов.

 Во многих зарубежных странах почти все эти направления уже используются при разработке и проведении национальной экологической политики. Примером может служить система счетов окружающей среды и ресурсов Канады [2].

 Системы  экологического учета, "параллельные" традиционной схеме национальных счетов (далее - системы счетов природного наследия), пытались разработать в середине 70-х годов во Франции [3] и Норвегии [4]. Как правило, счета, отражающие состояние окружающей среды и изменение запасов природных ресурсов, были основаны на натуральных показателях, что объяснялось прежде всего характером имевшейся информации. Методология оценки природоохранных затрат и воздействия экономики на окружающую среду разрабатывается во многих странах - как правило, на основе рекомендаций СНС-93. Начиная с 70-х информацию о природоохранных затратах регулярно собирают национальные статистические комитеты Австрии, Германии, Канады, Нидерландов, США, Японии, а с 1990 года и Статистический комитет Австралии. В Австрии, Германии и Великобритании расходы на охрану окружающей среды регистрируют кроме того ассоциации промышленных предприятий.

В Российской Федерации экологический учет ограничивается статистикой объема отходов, использования природных ресурсов, а также затрат на природоохранные мероприятия и организацию рационального природопользования. Менять существующий порядок таким образом, чтобы он точнее отражал воздействие экологических факторов, в ближайшее время не предполагается. Одна из причин отставания России в этой области заключается в том, что система национальных счетов, соответствующая международным стандартам, внедряется в статистическую практику России только с 1993-го и пока разработаны даже не все счета центральной схемы национального учета.

Поэтому при анализе состояния окружающей среды, разработке и реализации экологической политики России в качестве основной информационной базы выступают данные, предоставляемые предприятиями. Более того, из-за недостатка (или отсутствия) бюджетного финансирования в основном именно они выступают инициаторами ослабления вредных воздействий на окружающую природную среду.

 Стремясь стать конкурентоспособными на мировых рынках, российские компании создают системы экологического учета и менеджмента на предприятиях. К внешним причинам и стимулам этого процесса, позволяющего заметно снизить отрицательное воздействие на окружающую среду, относятся изменение законодательства, соответствующей институциональной структуры и потребительских предпочтений в зарубежных странах, применение там экологической маркировки, влияние общественного мнения, экологическая инициатива в рамках делового сообщества, экологический аудит и экологические стандарты, распространение практики "аудита поставщика" и "этичных" инвестиций.

 Организации  стремятся развивать свою экологическую политику главным образом в пределах действующих экологических предписаний, которые обычно разрабатывают неправительственные организации (национальные и международные). Предписания формулируют набор принципов, направленных на включение в процесс управления компанией экологической составляющей.

Основные их цели заключаются в том, чтобы:


  • создать "экологически положительный" имидж организаций, входящих в неправительственные объединения, и заявить о своих намерениях в области охраны окружающей среды, которые позволят "внешним" партнерам строить взаимоотношения с организациями-членами;

  • помочь фирмам в разработке и реализации экологической политики, стимулировать заинтересованность компаний в развитии экологического менеджмента;

  • выработать совместную стратегию, повышающую эффективность усилий компаний при разработке и проведении экологической политики, соответствующей требованиям правительственных органов, законодательства и всех заинтересованных групп.

Отечественные предприятия делают первые шаги по пути ведения содержательного экологического учета и создания систем экологического менеджмента. Пионерами в этом отношении стали дочерние предприятия иностранных компаний (например, концерн "Тиккурила" и ЗАО "Финколор"), а также российские корпорации, реализующие свою продукцию на мировом рынке (РАО "ЕЭС", "Сибал", "Газпром", "ЛУКОЙЛ").

 Надо сказать, что в настоящее время информация о состоянии окружающей среды еще крайне слабо используются в экономической политике, чаще превалируют интересы сиюминутной выгоды. Тем не менее, в дальнейшем необходимость учета экологического фактора в принятии экономических решений будет возрастать. Это обусловливает дальнейший рост спроса на разработку комплексной системы показателей по оценке состояния и использования окружающей среды, нацеленной на обеспечение экологического равновесия регионов страны. В такой системе показателей объективно выделяются две подсистемы, взаимозависимые и взаимоувязанные между собой. С одной стороны, необходима комплексная оценка состояния природной среды каждого конкретного региона с прогнозными возможностями ресурсопотребления и показателями затрат на воспроизводство природных ресурсов. С другой стороны, ресурсопотребление, установленное на первом уровне, должно быть распределено на данной территории между конкретными потребителями природных ресурсов. В то же время для предприятий-природопользователей необходимо и пропорциональное распределение участия в восстановлении природной среды.

Разработка комплексной системы природопользования по регионам невозможна без создания информационной базы и экологического учета на уровне указанных двух подсистем.

В заключение следует отметить, что существенным препятсивием развития экологического учета на предприятиях является отсутствие научно обоснованного подхода к определению экономической оценки природных ресурсов. Заниженные нормативы платы за использование природных ресурсов не способствуют внедрению ресурсосберегающих технологий и не позволяют объективно оценить результаты деятельности предприятия.



Список использованной литературы:


  1. The OECD List of Social Indicators. P.: 1982. P. 13.

  2. Econnexions. Pour lier l’environnement et l’йconomie. Concepts, sources et methodes du Systeme des comptes de l’environnement et des ressources du Canada. Canada. Statistique, 1997.

  3. INSEE. Le Patrimoine National, Source et Mйthodes d’йvaluation. INSEE Mйthode. # 41-43. 1994.

  4. Alfsen K. H., Bye T., Lorentson L. Natural Resource Accounting and Analysis: The Norwegian Experience 1978-1986. Oslo: Norwegian Central Bureau of Statistics, 1987.



скачать файл



Смотрите также:
Государственная экологическая политика становления экологического учета и отчетности
62.09kb.
Контракт №60 от 15. 04. 2011 г. «Экологическая паспортизация автономного округа, в том числе ведение учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду»
198.88kb.
Регистрация делегатов Конгресса
144.85kb.
Государственная политика в области лекарственного обеспечения: "сегодня и завтра"
127.62kb.
Абдуханова Э. Р. заместитель начальника Управления бюджетного учета и отчетности
65.5kb.
Часть I. Ответы на вызовы глобализации и другие вызовы будущего
18.68kb.
Активизация
179.43kb.
Отчет об использовании имущества роо «Экологическая вахта Сахалина» в 2012 году
252.03kb.
Статья направлена на формирование экологических знаний и экологического восприятия окружающего мира детьми дошкольного и младшего школьного возраста, на воспитание экологического отношения детей к предметам и объектам окружающей природы
41.45kb.
1. Управленческий учет система внутренней информации Управленческий учет как элемент системы бухгалтерского учета. Понятие бухгалтерского управленческого учета, его предмет, функции. Объекты исследования, метод и задачи управл
269.5kb.
Пояснительная записка к бухгалтерской отчетности
58.19kb.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 сентября 2012 г
76.24kb.