Главная страница 1
скачать файл

Соколова Татьяна Евгеньевна, Мурманский ОИПКРОиК

Модуль 2. Методика формирования готовности учащихся начальной школы к применению средств и ресурсов информационной образовательной среды
в учебной деятельности


Задание 2.5.
Методика обучения темам курса информатики, связанным
с информационными процессами поиска, передачи и хранения информации

Задание для итоговой работы:

Проведение урока в своём классе.


Фрагмент урока по начальной школе, демонстрирующий реализацию тем курса информатики, связанных с процессами поиска, передачи
и хранения информации
(текстовый документ – файл)
ИНФОРМАТИКА (1 КЛАСС) –

рекомендации для контрольных и экспериментальных классов1

Курс «Информатика в играх и задачах» (автор Горячев А.В. и др.)

1 класс, I четверть (9 уроков)

Примечание. В условиях гимназии N 9 в I полугодии 2002-2003 учебного года уроки информатики в первых экспериментальных и контрольных классах проводятся по одинаковому планированию (без использования компьютеров). Во II полугодии фрагментарно в экспериментальных классах возможно проведение компьютерных занятий.
1 КЛАСС

УРОК 1. Цвет предметов. Свет и цвет. Одинаковые и разные. Закономерность.

Цели:


  • обучать детей приемам поиска информации в процессе наблюдения и озвучиванию этих результатов этих наблюдений;

  • убедиться в умении детей адекватно определять и называть цвета радуги (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), а также белый, серый, черный, коричневый, розовый (всего 12 наиболее употребляемых цветов);

  • развести понятия «свет» и «цвет»; ввести в активный словарь понятия «одинаковые» и «разные» применительно к цвету предметов;

  • научить классифицировать предметы по их цвету;

  • научить выявлять закономерность в чередовании цветов и строить ряд предметов с учетом этой закономерности.

Предварительная подготовка:

  • раздаточный материал для каждого ребенка (желательно) – конверт с 12 полосками указанных выше цветов; аналогичное (более крупное) пособие – у учителя;

  • на доске – картинки с изображением предметов тех же цветов (например, красный - шар, оранжевый – апельсин, желтый – сыр и т.п.);

  • у учителя - картинки-иллюстрации к заданиям (радуга, животные и пр - см. ход урока);

  • тетради на печатной основе - методическое пособие к курсу «Информатика в играх и задачах»;

  • у детей – цветные карандаши.



Ход урока



1. Вступление к уроку. Объявление темы урока.

- Информатика – очень интересная наука. Она учит людей быть внимательными ко всему, что их окружает, чтобы получить как можно больше информации (знаний) о мире, в котором мы живем.

В мире вокруг нас много интересного. Сегодня мы поговорим о том, что такое «ЦВЕТ» и «СВЕТ».
2. Разведение понятий «ЦВЕТ» и «СВЕТ».

Зимой белый, летом серый. Кто это? (Заяц – показать картинки зайцев белого и серого.) Слова «БЕЛЫЙ», «СЕРЫЙ». Что это, цвет или свет?

Желтый одуванчик по двору идет, желтый одуванчик зернышки клюет. Кто это? (Цыпленок – картинка.) «ЖЕЛТЫЙ» - это свет или цвет?

По небу лебедь черный рассыпал чудо-зерна. Черный белого позвал, белый зерна все склевал. Что это? (Ночь и день.) «ЧЕРНЫЙ», «БЕЛЫЙ» - что обозначают эти слова ? (Это цвета.)

Молодцы. Какие еще цвета вы знаете? Приведите примеры. (Белый мел, розовые щеки и т.п.)

Приходилось ли вам проснуться среди ночи, когда в комнате ничего не видно? Какого цвета тогда оказываются все предметы вокруг? (Черного. Без света мы цветов не различаем.) Что нужно сделать, чтобы увидеть цвета предметов, о чем мы попросим маму? («Включи свет».) Свет приходит к нам от солнышка, от электрической лампы. При помощи света мы можем увидеть цвет предметов. Мало света – все предметы нам кажутся серыми. Много света – нам все цвета хорошо видны.

Вам сейчас хорошо видно? Тогда давайте выполним первое задание.
3. Задание «Назови цвета» (работа с конвертами).

Дети вынимают из конвертов полоски разных цветов и по очереди называют их. Учитель загадывает загадку: «Разноцветное коромысло над рекою повисло» (Радуга). Показывает радугу на картинке. Дети определяют названия и последовательность цветов в радуге и, глядя на картинку, складывают «радугу» на парте из полосок бумаги. Под руководством учителя над (или под) радугой складывают в одинаковом порядке остальные, не вошедшие в радугу, цвета. Получился столбик из цветных полосок. Далее – упражнение на скорость: назвать как можно быстрее все цвета по порядку (снизу вверх, сверху вниз). Работа может выполняться шепотом – для себя, парами – друг другу, коллективно – для всего класса. (Хором нежелательно.)

В конце упражнения полоски убираются в конверт.
4. Актуализация понятий «ОДИНАКОВЫЕ», «РАЗНЫЕ».

Ученики должны найти (или нарисовать) два предмета одинакового цвета и соединить их линией того же цвета (белая машина – белый котенок и т.п.). См. задание 1 в тетради на печатной основе. При наличии тетради выполняется и задание 2, где красному помидору нет пары, значит туфля должны быть красной.

Устно – назвать как можно больше предметов ОДИНАКОВОГО цвета (красные - помидор, клубника и т.д.; оранжевый (рыжий) – белка, лиса, апельсин; черный – дельфин, пингвин, ночь и т.д.). Назовите предметы РАЗНОГО цвета (снег белый, а земля черная и т.п.).
5. Физкультминутка «Бывает не бывает»

Если учитель сказал правильно (так бывает), то надо подпрыгнуть 1 раз и сказать «бывает», если учитель ошибся (так не бывает), надо 1 раз прокрутиться вокруг себя и сказать «не бывает:

рыжий кот (бывает)

зеленый тигр (не бывает)

красный крокодил (не бывает)

белый медведь (бывает)

белая смородина (бывает, так же как черная и красная)

желтый лист (бывает осенью)…



В спорных случаях хорошо бы заранее приготовить картинки. Например, бывает белый тюлень (малыш), черный лебедь.
6. Работа в тетрадях

При наличии новых тетрадей на печатной основе выполняются задание 3 (определить общий цвет предметов), задание 4 (дополнить рисунок, закрасив мячик тем же цветом), задание 5 (сначала раскрасить те предметы, цвет которых точно определен в природе, затем тем же цветов раскрасить шарик).

При отсутствии тетрадей на печатной основе детьми выполняется в обычных тетрадях задание, аналогичное заданию 5 (Тетрадь для 1 класса, часть 1, стр.3). Дети либо рисуют солнышко, лимон, шарик, сыр (цыпленка можно не рисовать), либо раскрашивают отксеренный заранее и вклеенный в тетрадь рисунок.
7. Лишний предмет (игра для тех, кто раньше других справился с предыдущей работой). Коллективно выполняются задания 6а и 6б в тетрадях на печатной основе либо аналогичные – на классной доске. Суть задания – не просто назвать лишнюю фигуру, но и обосновать это несоответствием ее расцветки.
8. Закономерность, закон, порядок…

- Иногда вам мама говорит: «Какой у тебя беспорядок!» Что это значит? (Вещи лежат не на своих местах.)

Когда в помещении много людей, или когда у нас много вещей, мы должны соблюдать порядок. Порядок должен быть в комнате – у каждой вещи свое место. Порядок должен быть у людей – на уроке мы все сидим рядами, за партами. Иногда мы встаем парами, чтобы удобнее было куда-то идти. Порядок должен быть и стране: есть специальные книги законов, в которых написано, как надо управлять страной, какие обязанности должен выполнять каждый человек. Например, вы пришли в школу учиться. Это такой порядок, такой закон в нашей стране. То, что вы в этом возрасте пришли учиться – ЗАКОНОМЕРНО, значит, соответствует установленному порядку, закону.

Мы тоже начнем знакомится с порядком, закономерностями, но пока на очень простых играх и заданиях.

Выполняются (по возможности – самостоятельно) задания 7а и 7б в тетрадях на печатной основе или аналогичные им – о обычных тетрадях (лучше по заранее нарисованным или отксеренным учителем флажкам и шарикам).

_ Почему вы раскрасили последние флажки и шарики именно так? В чем вы увидели ПОРЯДОК, ЗАКОНОМЕРНОСТЬ?


9. Итог урока

- Подходит к концу первый урок информатики. Сегодня мы говорили про цвет предметов. Какие цвета вы запомнили?

- Закройте глаза, я поменяю местами несколько цветных карточек в «столбике цветов» на доске. Откройте глаза. Кто сможет теперь быстро назвать все цвета сверху вниз? Снизу вверх? (Возьмите домой конверты с полосками бумаги и попробуйте то же самой сделать дома. Проверьте, сумеют ли сделать то же самое ваши родители, ваши бабушки и дедушки. Если нужно – помогите им справиться с заданием.
10. Дополнительное задание

Задание 8 выполняется либо дома по желанию, либо в классе при наличии времени.




ИНФОРМАТИКА (1 КЛАСС) – рекомендации для контрольных и экспериментальных классов
УРОК 2. Форма предметов. Свет и цвет. Закономерность. Лишнее и подходящее.

Цели:


  • продолжить обучение детей приемам поиска информации в процессе наблюдения и озвучиванию этих результатов этих наблюдений;

  • закрепить умение детей адекватно определять и называть изученные цвета, различать понятия СВЕТ и ЦВЕТ и верно употреблять их в словосочетаниях;

  • научить определять форму предметов, различать круг, овал, шар; классифицировать предметы по форме;

  • научить выявлять закономерности в чередовании фигур различной формы.

Предварительная подготовка:

  • предмет фиолетового цвета;

  • фонарик (любой);

  • чайная кружка цилиндрической формы с ручкой (любая);

  • у детей – счетные палочки;

  • тетради, цветные карандаши (отныне и всегда);

  • желательно – надутый воздушный шар круглой (не овальной) формы



Ход урока



1. Актуализация знаний по теме предыдущего урока.

На прошлом уроке информатики мы говорили о том, что такое ЦВЕТ и СВЕТ.

а) Назовите, что может быть коричневого цвета (например, кора у дерева);
серого цвета (туча); розового (закат); фиолетового (чернила).

Примечание. Обязательно (!) показать детям предмет фиолетового цвета. Они его знают очень плохо.

б) Попробуйте закончить мои предложения словами СВЕТ или ЦВЕТ. Не ошибайтесь!



У апельсина яркий оранжевый…

У лампочки яркий…

Шерсть у ослика серого …

Вода не имеет …

В погребе ничего не увидишь без …

Можно идти. На светофоре горит зеленый …

Я люблю свою зеленую куртку. Зеленый – мою любимый …

Мне режет глаза яркий солнечный…

ВЫВОД: Мы говорим о СВЕТЕ только тогда, когда от предмета идут ЛУЧИ, освещающие другие предметы. Вспомните предметы, от которых исходит СВЕТ (фонарик, прожектор, луна и т.д.). А какой цвет может быть у фонарика? (Может быть любой: серебристый, черный, красный. Лучше показать фонарик, определить цвет его поверхности и посмотреть на его светящийся луч.)


2. Форма предмета. Отработка лексики.

У каждой вещи есть не только цвет, но и форма. Рассмотрите на доске (или в тетради – упр.9, стр.6) фигуры и назовите их. (Овал, круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.) Чем похожи овал и прямоугольник? (Вытянутые.)

- Кто хочет стать на минутку учителем? Дайте детям задание нарисовать (или раскрасить) в тетради любую из этих фигур, НО СКАЗАТЬ НАДО ТАК: Раскрасьте (нарисуйте) фигуру овальной (или квадратной, круглой и т.д.) формы.

Пояснение для учителя: в данном упражнении отрабатывается словосочетание «фигура такой-то формы». Слово ФОРМА обязательно для употребления не менее 6 раз.

Комментированное выполнение упражнения в тетради.


3. Форма предмета. Сопоставление понятий КРУГ, ОВАЛ, цилиндр.

Назови овальные предметы… Круглые предметы… (Можно использовать упр.10-11, но не обязательно.)

Учитель показывает чайную кружку. Можно ли назвать кружку овальной?

(Если дети ошибочно говорят «да», учитель предлагает показать на кружке овал. Его нет. Есть круглое дно, круглое отверстие наверху.)

- Кружку можно назвать КРУГЛОЙ(кстати, мы говорим «кружка» - вслушайтесь в это слово, оно подсказывает нам, что в нем есть кружок и его можно найти), но правильнее назвать кружку ЦИЛИНДРИЧЕСКОЙ, потому что кроме круглого дна у нее есть прямые высокие стенки.

- Так кто еще раз может повторить, какой формы наша кружка? (Желательно, чтобы дети повторили такие 4 фразы:



Кружка круглая. Кружка круглой формы.

Кружка цилиндрическая. Кружка цилиндрической формы.

Совет учителю: если внимание детей позволяет сделать это, следует достаточно глубоко отработать данные фразы. Они должны остаться хотя бы в пассивном лексическом запасе.
4. Физкультминутка «Бывает не бывает»

- Знакомая игра «Бывает – не бывает»…

Если учитель сказал правильно (так бывает), то надо подпрыгнуть 1 раз и сказать «бывает», если учитель ошибся (так не бывает), надо 1 раз прокрутиться вокруг себя и сказать «не бывает:

квадратные колеса (не бывает)

круглые воздушные шары (бывает)

овальные воздушные шары (бывает, они вытянутые)

прямоугольные марки (бывает)

квадратные часы (бывает)

круглые часы (бывает)

треугольные шкафы (не бывает)

цилиндрическая кружка (бывает, вот она!)
5. Разведение понятий КРУГ и ШАР.

Упр.13. Что общего у фигур каждой группы? (Форма: в первом случае все фигуры треугольной формы, во втором – круглой, в третьем – квадратной.) Поставьте в тетради пальчик на любой круг (при отсутствии тетрадей на печатной основе дети предварительно рисуют в тетради кружок любого размера.) Что у вас под пальчиком? (Круг.)

А теперь вспомните настоящий воздушный шарик (лучше, если учитель покажет настоящий надутый шарик круглой, не овальной формы). Чем отличаются круг в тетради и воздушный шар? (Размером.) Можете ли вы шарик спрятать под пальчиком в тетради? (Нужно, чтобы дети пришли к выводу, что даже самый крохотный шарик невозможно прижать к тетради, не нарушая его форму, потому что КРУГ ПЛОСКИЙ, А ШАР ОБЪЕМНЫЙ.)

Для самых одаренных. Учитель может добавить, что правильно говорить про такие предметы ШАРООБРАЗНЫЙ. В таком случае полезно спросить, какой формы мяч. (Можно сказать круглой, но правильно – шарообразной.)
6. Закономерность, закон, порядок…

На прошлом уроке мы играли в игры, где предметы стоят строго по порядку. Мы называли это порядок законом, закономерностью.

Поиграем в закономерности. Взгляните на рисунок (упр.14а и 14 б) какой предмет нарушил порядок? Он здесь лишний! Найдите его.
7. Игра со счетными палочками (Внимание! Это упражнение можно сделать на любом уроке математики.)

Задание 1. Сложите из палочек треугольник. Два треугольника. Сколько вам потребовалось для этого палочек? (6) Попробуйте составить 2 треугольника из 5 спичек? (Для этого треугольники надо плотно придвинуть друг к другу и убрать лишнюю палочку на месте соединения треугольников.)

Задание 2. Уберите центральную палочку. Кто знает, какая фигура получилась? (Ромб.)

Задание 3. Как с помощью одной палочки сложить на столе треугольник? (Например, придвинув палочку к углу стола, книги - см. ответы внизу).

Задание 4. Может ли нам хватить двух палочек, чтобы составить на столе квадрат? (Да, на углу стола.)

Задание 5. На столе лежат неподалеку друг от друга три палочки. Можно ли среднюю палочку сделать крайней, не трогая ее? (Да, можно переложить любую из крайних либо на другую сторону, либо между палочками – см. рисунок.)


Ответы:

1) 2) 3) 4) 5)


8. Дополнительные задания в тетради на печатной основе (по желанию)

Упр. 15, 16,



ИНФОРМАТИКА (1 КЛАСС) – рекомендации для контрольных и экспериментальных классов
УРОК 3. Размер, форма, цвет предметов.

Цели:


  • совершенствовать умение наблюдать и давать развернутое описание рукотворного объекта;

  • пополнить лексический запас учащихся в области характеристик размера и формы предметов.

Предварительная подготовка:

  • круг, шар, квадрат, куб, прямоугольник, параллепипед (например, спичечный коробок), цилиндр (например, кружка, стакан), предметы овальной формы (например, зеркало), округлой вытянутой (яйцо), заостренной вытянутой (например, карандаш), бесформенный предмет (например, клок ваты), предметы изогнутой формы (проволока), сложной формы (заварной чайник, лекало и пр. – объемные тела и плоские фигуры);

  • пособие «Цветик-семицветик» у каждого ученика;

  • демонстрационное пособие «Цветик-семицветик» у учителя .



Ход урока





  1. Разминка-соревнование (для 2 учеников)

К доске вызываются 2 ученика и «группы риска». Отвечают на вопросы учителя только они. Желателен простенький бумажный приз для того из них, кто допустит меньше ошибок (или 2 приза, ели ошибок не допустит никто).

- Попробуйте закончить мои предложения словами СВЕТ или ЦВЕТ. Не ошибайтесь!



У апельсина яркий оранжевый…

У лампочки яркий…

Шерсть у ослика серого …

Вода не имеет …

В погребе ничего не увидишь без …

Можно идти. На светофоре горит зеленый …

Я люблю свою зеленую куртку. Зеленый – мою любимый …

Мне режет глаза яркий солнечный…

Дополнительный вопрос к победителю:

- Почему кружку можно назвать круглой, но нельзя назвать овальной? (А как еще правильнее ее назвать? – Цилиндрической.)

Примечание. За ошибки в ответе на дополнительные вопросы приз у победителя не отнимается. Класс помогает уточнить ответ.




  1. Игра «Про что я говорю?» (для всего класса)

- Этот предмет находится в классе. Я расскажу вам про него, а вы попробуйте узнать его по моему описанию. Этот предмет очень большого размера. Он зеленый (коричневый), прямоугольной формы… (Доска.) Другой предмет небольшой, круглый, белый, иногда очень яркий… (Люстра.) И т.п.

Цель упражнения: обратить внимание детей на ТРИ (как минимум) составляющие описательной характеристики любого рукотворного предмета: размер, цвет, форму.

Предложить детям самим загадать детям в классе любой видимый всеми предмет, указав его цвет, размер, форму (стараться не глядеть на него при этом.).

ВЫВОД о необходимости знать слова, которые помогут нам лучше загадывать предметы.




  1. Пополнение лексического запаса в области характеристик размера и формы предмета.

а) РАЗМЕР – каким он может быть у разных предметов?

На основе упр. 17 (с.9) в тетради А.В.Горячева обратить внимание на то, что слова «большой», «маленький», «средний» мы употребляем лишь сравнивая конкретные группы предметов. Например, стулья могут быть большими, маленькими, средними – для данного вида предметов. Но ложка все равно меньше стула. Поэтому, говоря о размере предмета, можно употреблять слова «небольшой, крохотный, довольно большой, огромный», либо сравнивать предметы с другими, например, «этот предмет не больше чашки» и т.п.).



  • б) ФОРМА – какой она может быть у разных предметов?
    Рассматриваются предметы: круг, шар, квадрат, куб, прямоугольник, параллепипед (например, спичечный коробок), цилиндр (например, кружка, стакан), предметы овальной формы (например, зеркало), округлой вытянутой (яйцо), заостренной вытянутой (например, карандаш), бесформенный предмет (например, клок ваты), предметы сложной формы (заварной чайник, лекало и пр. – объемные тела и плоские фигуры);

К сведению учителя. Данное упражнение проводится поверхностно либо достаточно глубоко – на усмотрение учителя. Выбор глубины проведения упражнения учителем зависит от оценки наличия (или отсутствия) данных знаний и соответствующей лексики у детей, от устойчивости внимания школьников. Занятие может быть разделено на части и подано фрагментарно на разных уроках. В итоге работы дети должны располагать необходимым лексическим запасом и довольно уверенно называть РАЗМЕР и ФОРМУ ЛЮБОГО показанного им рукотворного предмета.


  1. Игра «Цветик-семицветик» (задача-данетка) .

Ход игры. Учительница загадывает какой-то предмет в классе (например, штору) и говорит, что отгадать ее загадку в знакомой детям задаче-данетке помогут «цветики-семицветики» с лепестками, на которых написаны буквы «Р-размер», «Ц-цвет», «Ф-форма» и т.д. Объясняет, что до начала игры дети кладут на стол перед собой только середину цветочка, а все лепестки лежат в стороне. Если первый вопрос задан о размере, то ВСЕ ДЕТИ берут в руки лепесток с буквой «Р» и не кладут его на стол до тех пор, пока через вопросы к учителю они не выяснят, какой же размер у загаданного предмета. Получив ответ (в данном случае это очень большой предмет), дети кладут лепесток к середине цветка. Аналогично угадывается цвет (белый), форма (прямоугольная). Если дети еще не угадали, что это штора, они могут использовать лепестки «М-материал» (ткань), «П-поверхность» (мягкая, шершавая), «Н-назначение» (заслонять от солнечных лучей).

Методическая цель работы: научить детей сосредотачивать свое внимание на конкретной области поиска, не суетясь и не перескакивая с формы на цвет, с цвета на материал и пр. Т. о. вырабатывается стратегия рационального поиска информации о предмете. Выкладывая на стол картинку цветка по мере выяснения признаков загаданного предмета, дети учатся слушать друг друга и ответы учителя, не повторяясь в своих вопросах.




  1. Закрепление понятий «большой-маленький».

Выполнение заданий в тетради на печатной основе NN 18-24 (по выбору учителя).


1 Из материалов регионального эксперимента по формированию информационной культуры младших школьников в образовательных учреждениях г. Мурманска. 2023-2003 уч. год.
скачать файл



Смотрите также:
Фрагмент урока по начальной школе, демонстрирующий реализацию тем курса информатики, связанных с процессами поиска, передачи и хранения информации
137.4kb.
Кластер это минимальная единица хранения информации
181.13kb.
Блоковые шифры. Введение
1289.66kb.
Во многих случаях, наряду с шифрованием конфиденциальной информации, возникает потребность сделать незаметным сам факт передачи или хранения данных
130.11kb.
Состав и работа компьютерной системы
71.86kb.
Информацию в чистом виде можно только попытаться представить. На самом деле она всегда связана с материальным носителем, то есть средой для записи и хранения информации
24.44kb.
Информатика наука о законах и методах накопления, обработки и передачи информации. В наиболее общем виде понятие информации можно выразить так: Информация это отражение предметного мира с помощью знаков и сигналов
129.45kb.
Доклад «О конкуренции между услугами связи для целей передачи голосовой информации по сетям фиксированной телефонной связи и подвижной радиотелефонной связи»
48.47kb.
Рабочая программа по внеурочной деятельности
931.68kb.
Развитие орфографической зоркости учащихся
51.73kb.
1. Технологии сбора и архивирования сетевых ресурсов
244.93kb.
1. Настоящий стандарт разработан на основе международного стандарта бухгалтерского учета 24 "Раскрытие информации о связанных сторонах", принятого Комитетом по мсбу в 1984 году и пересмотренного в 1996 году
72.19kb.