Главная страница 1
скачать файл


Подарок ветерану

Творческий проект по технологии

21.04.2010

МОУ «Никольская СОШ им. Н.М.Рубцова»

Шестакова Люба, Шадрина Вера,8 класс.






Цели и задачи проекта

  1. Оценить свои возможности в проектной деятельности.

  2. Разработать и выполнить проект.

  3. По проекту изготовить изделие.

  4. Оценить проделанную работу.

  5. Защитить проект.

Актуальность проблемы

Приближается 9 МАЯ - ДЕНЬ ПОБЕДЫ! В этот день будет сказано много теплых слов ветеранам Великой Отечественной войны. Мы благодарны всем участникам этой страшной войны за спасение мира от гитлеровской Германии. Их подвиги не померкнут в наших глазах.

В настоящее время в разных местностях Толшменского поселения проживает 8 ветеранов Великой Отечественной войны:


  • Беляков Владислав Андреевич (д. Соколово)

  • Жданов Федор Александрович (д. Бор)

  • Шадрин Александр Иванович (д. Манылово)

  • Фетюков Николай Александрович (д. Фролово)

  • Шамахов Иван Николаевич (д. Погост)

  • Осовской Александр Анатольевич (п. Первомайский)

  • Коротков Дмитрий Александрович (п. Карица)

  • Смирнов Михаил Михайлович (п. Гремячий).

Каждый год мы приходим на торжественный митинг посвященный Дню Победы. Это большой праздник для ветеранов, тружеников тыла, детей войны и нас - их односельчан.

А какой же праздник без подарков! Мы решили к празднику Победы, своими женскими руками, сделать памятный подарок – сувенир.



Развитие идеи

Традиционными видами женского рукоделия в нашем селе являются: шитье, ткачество, вязание спицами и крючком, вышивка. На уроках технологии мы освоили большую часть из них. Но у каждой из нас есть свой любимый вид рукоделия, это вышивка у одной и вязание крючком у другой.



Вышивка - один из самых древнейших видов русского декоративного искусства. Русские женщины издавна были искусными вышивальщицами. Они умело превращали ткани, простые и дорогие, в подлинные произведения искусства. Сохранившиеся до наших дней драгоценные золотошвейные вышивки Древней Руси покоряют красотой мотивов и безупречной техникой исполнения узора. В курганах IX-XII вв. археологи часто находят фрагменты древней одежды, украшенные сверкающим золотым узором.

В XIV-XVII вв. вышивка в костюме находит еще большее применение. На царской и боярской одежде, на церковных облачениях золотные вышивки сверкали и переливались на цветных фонах нежного шелка или мягкого бархата. Цветными шелками и золотными нитями украшались и тонкие льняные ткани, из которых шились праздничные рубахи, свадебные полотенца и ширинки (небольшие платки). Позднее, несмотря на резкое изменение быта и увлечение иностранной модой, традиции вышивального искусства Древней Руси не были забыты.

В XVIII-XX вв. вышивкой занимались повсюду: в семьях купцов, чиновников и ремесленников, в помещичьих усадьбах, в мастерских частных владельцев Москвы и Петербурга и, конечно же, в крестьянских избах. Вышивка была одним из основных занятий девушек в каждой крестьянской семье, как близ городов, так и в далеких глухих селениях.

В русских деревнях и селах с пятилетнего возраста начинали обучать девочку женскому ремеслу: прясть, ткать, вышивать, а в некоторых районах и плести кружева. К 13-15 годам она должна была своими руками приготовить приданое к свадьбе (куда входило большое количество рубах, передников, сарафанов, полотенец, подзоров и столешников) и украсить их яркой, многоцветной или белоснежной вышивкой. Перед свадьбой на выставке приданого по количеству холста, по совершенству вышитого узора односельчане оценивали трудолюбие невесты, ее способность к домашнему ремеслу. По вещам, выполненным руками невесты, определялось, какая хозяйка входит в дом.

В течение нескольких столетий у русского народа выработались определенные приемы исполнения вышивки, характер орнамента и его колорит. Известно, что каждая область (а иногда и район) имела свой прием вышивки, мотивы орнамента, цветовое решение.

Большинство сохранившихся вышивок датируются XIX-XX веками. Но орнамент их гораздо древнее вещей, на которых он исполнен. Среди узоров вологодской вышивки есть все типы орнамента: геометрические, растительные, сюжетные, изображения зверей и птиц. К числу древнейших мотивов относятся многие геометрические орнаменты и трехчастные композиции с вышитыми человеческими фигурами в центре и конями, всадниками или птицами по сторонам. Они исполнялись на концах полотенец, краях передников, подзорах и подолах рубах. Величественные и торжественные, такие композиции вышивок донесли до нас отголоски языческой мифологии древних славян. Ученые полагают, что женские фигуры, образы всадников и птиц были символами Природы и подчиненных ей стихий огня, воды и воздуха. Вышивки этого круга всегда исполнены старинным двусторонним швом - одинаковым с лица и



изнанки - красными нитями по льняному полотну. Их рисунок четок, изображения геометризованы и пронизаны линейным ритмом.

В разных районах вологодской земли сложились местные разновидности шитья. Их оригинальность проявлялась в сюжетах и характере орнамента, своеобразии техники вышивки и приемах ее исполнения, размерах узоров, их цвете вообще и даже оттенках красного цвета нитей.

В Великоустюжском уезде вышивали свадебные ширинки, украшенные крупным геометрическим орнаментом. Настланные белыми льняными нитями по белой сквозной сетке мотивы крючковатых крестов со сложными отростками, возможно, когда-то были символами плодородия и несли с собой пожелание счастья и благополучия.



Композиции с человеческими фигурами и птицами особенно типичны для вышивок из района Чарозера и Устюжны. Они украшали главным образом полотенца, на длинных узорных концах которых нередко вышивка сочеталась с ткаными проставками, полосами кумача, плетеным и вязаным кружевом. В вышивках этих местностей часто встречаются изображения птицы-павы с длинным хвостом и особенно женской фигуры. Расположенная в центре трехчастной сцены или повторяясь в ряду, в одних произведениях она схематична и геометризована, вместо головы - цветок-розетка, а поднятые крючья-руки оканчиваются гребнями-пальцами; в других случаях изображение более конкретно, руки на поясе, а голова подобна человеческой. Иногда такие фигуры держат в руках птиц. Если устюженская вышивка исполнялась целиком крупными стежками двустороннего шва, то в чарозерских в дополнение к нему применялась еще техника «набора» с характерными вертикалями прямых линий.

На подзоре XIX века из Сольвычегодского уезда вышиты барсы с поднятыми лапами и процветшим хвостом, чередующиеся с пышными кустами. Образ барса и торжественный строй композиции напоминают об их истоках в средневековом искусстве. Но мастерицы исполнили узор в традициях крестьянской вышивки своего района, для которой характерен шов в мелкий крестик с зернистой рельефной фактурой поверхности.

Мелкая и дробная узорчатость фигур с более строгими крестовидно-ромбическими заполнениями отличает вышивки из Тотемского уезда. Здесь часто вышивали изображения птицы с пышным павлиньим хвостом. На одном из полотенец орнамент воспроизводит сценку на крестьянском дворе, где вокруг павы расхаживают простые птички, и словно от удивления всплеснув руками, стоят геометризованные человечки.

В XIX - начале XX века подобный «бытовой жанр» все больше привлекал внимание народных мастеров и находил выражение даже в таких приверженных старине видах искусства как крестьянская вышивка.

Крестьянки бережно хранили характерные особенности вышивки своей местности, постоянно обогащая и развивая ее.

Вязание крючком – одно из неповторимых явлений мирового декоративного - прикладного творчества. Его история уводит нас в далекое прошлое. Когда то вязание было исключительно мужским ремеслом, им владели охотники и войны, рыбаки, мореплаватели и путешественники. Оно помогало выживать и побеждать: починить снасть, сделать надежную бечевку, смастерить ловушку для зверя или врага. Первые сохранившиеся до нас крючки датируются 9 – 10 вв.

В 15 веке кружево появилось в Европе, и сразу завоевала её. Лучшие художники создавали узоры для кружевных воротников, манжет, платьев, шляп. В кружева по контуру вплетали конский волос – и украшение становилось упругим, рельефным. С кружевами связаны самые удивительные, невероятные истории! По кружевам буквально сходили с ума, за них садились в долговую тюрьму, за них даже отрубали головы.… Стоит ли удивляться, что добрый испанский король в 17 веке запретил своим подданным носить кружева. А в Англии издали специальный декрет, в котором определялось, кому какие носить кружева. Но ничего не помогло. В это время из страны увеличился отток золота. Огромные богатства шли в страну, которая производила самые тонкие, изящные и легкие кружева в мире, называлась она Фландрия. Влажный климат страны, создаваемый ветрами Северного моря, позволял выращивать прекрасный лен – тонкий, длинный… Его везли в Брюссель, где в сырых, холодных подвалах (в них особенно получались тонкие нити) трудились девочки 8 – 14 лет, своими тонкими пальчиками сучили нити. Кружева из таких нитей получались красивые и легкие, просто сказка! Образцы, вязанные крючком, дошедшие до нашего времени датируются только с начала 19 века. В это время в Ирландии и Бельгии существовало производство великолепного кружева, выполненного крючком.

В России вязание крючком получило распространение с конца 19 века, и заниматься им стали женщины, собравшиеся на посиделки. Наши бабушки, прабабушки умели вязать кружева не хуже иноземных, только не ставили свой труд на поток.

-Что за дивные узоры,

Полотенца и подзоры?

Все в букетах белых роз!

Может, вывел их Мороз?

Что за скатерть получилась!

Может, это все приснилось?



Мастерицы вязали преимущественно кружева, заимствуя для них узоры из народной вышивки «крестом» и ткачества.

Пройдя через века, вязание дошло до наших дней, получило большое развитие и стало одним из любимейших занятий рукодельниц.



Анализ возможных вариантов идей

1.Салфетка (вязание крючкам)



2.Панно (вышивка)



3.Скатерть (вышивка и вязание крючком)

4.Полотенце (вышивка и вязание крючком)

Подарок мы решили делать вдвоем, работа должна быть каждой из нас в радость. Значит, для его выполнения будем использовать вышивку и вязание крючком.

Варианты 1 и 3 не подходя т.к. для их изготовления используется один вид рукоделия, для салфетки только вязание, а для панно только вышивка. Над скатертью (вариант 4) с вязаной вставкой и вышивкой можно работать вместе, но, по нашему мнению, такой подарок не совсем соответствует всей торжественности предстоящего праздника. Совсем другое дело полотенце (вариант 2), его можно украсить вышивкой, кружевной каймой и памятной надписью, что в традициях нашей местности.



Родна мама моя, ты ночи не доспала,

Выводила меня на край поля села,

И в дорогу далёкую ты меня на заре провожала,

И рушник вышитой на счастье, на долю дала…

Изучая историю полотенца, мы узнали много интересного. Оказывается, для праздничного убранства крестьянской избы всегда использовалось полотенце (рушник). Полотенце - полотнище белой ткани домашнего или реже фабричного производства, концы которого отделывалось вышивкой, тканым цветным узором, лентами, полосами цветного ситца, кружевом, блестками, позументом, тесьмой, бахромой. Полотнище полотенца орнаментовалось редко. Характер и количество украшений, расположение их, цвет, материал - это все определялось местной традицией, а также назначением полотенца. Они вывешивались на стены, иконы к большим праздникам, таким как Пасха, Рождество Христово, Пятидесятница (день Святой Троицы), к престольным праздникам деревни, т.е. праздникам в честь святого покровителя деревни, к заветным дням - праздникам, справлявшимся по поводу важных событий, прошедших в деревне. Кроме того, полотенца вывешивались во время свадеб, на крестинном обеде, в день трапезы по случаю возвращения с воинской службы сына или приезда долгожданной родни. Полотенца развешивали на стенах, составляющих красный угол избы, и в самом красном углу. Их надевали на деревянные гвозди - "крюки", "спички", вбитые в стены.

Рушники чтили на Руси, от дедов к внукам передавали, из пожаров вытаскивали, иконку обвернув.

Полотенце играло большую роль в обрядовой жизни русской деревни. Оно было важным атрибутом свадебного, родильного, погребально - поминального ритуалов. Очень часто оно выступало объектом почитания, предметом особой важности, без которого ритуал любого обряда был бы не полон.

Над иконой вешали рушник молельный, именной, с молитвой красным шелком по белому вышитой.

Когда младенца крестили – крестильное полотенце вышивали. Полотенцем одаривали бабку-повитуху, принимавшую роды, кума и куму, крестивших младенца. Полотенце присутствовало в обряде "Бабина каша", происходившее после рождения ребенка.

На сговор молодых рукобитное (руки-то не зря били на слове твердом.) припасали. "Соединения молодых" перед венцом, полотенцем связывали руки жениха и невесты "на веки вечные, на годы долгие", в церкви на венчальное полотенце коленами вставали. То крестами и голубками шили. Молодых на бранном хлебом-солью величали, с маками по полю. В день свадьбы полотенце использовалось невестой в качестве фаты. Накинутое на голову, оно должно было предохранить ее от дурного глаза, порчи в самый ответственный момент ее жизни. Дружкам полотенца на грудь повязывали, на дуги в свадебной упряжке - вожжевые, чепрачные - коням на чепраки стелили.

Пироги-хлеба из печи таскали, на полотенце каравай сажали.

Особую роль играло полотенце в погребально - поминальной обрядности. По поверьям русских крестьян в полотенце, вывешенном в день смерти человека на окно, сорок дней находилась его душа. Малейшее движение ткани рассматривалось как знак ее присутствия в доме. В сороковины полотенце встряхивали за околицей деревни, отправляя тем самым душу из "нашего мира" в "иной мир". И на полотенцах домовину в землю спускали, крест могильный полотенцем повязывали.

Царям золотом и жемчугом рушники шили. Церковь новую в деревне заложат строить, все бабы деревенские рушники шить садятся – обнове с обновами стоять!

Каждому полотенцу – свой узор, каждому узору – свое значение. Бывало, годами расшивали рушники. Более 200 строчных швов бабы знали. Чтоб быстрей к праздничку, так это одностороннее, а девушка к свадьбе хоть и торопится, но двухстороннее вышьет – мужниной родне наспех расшитое негоже. И ни узелка – недобро то, к ссорам. Вышивать садятся в четверг рано утром, с молитвой и постом, святой водой лицо и руки умыв. Важное и большое дело учиняют. От трубы полотна беленого 4 метра полосу рушили мужики (оттуда и рушником полотенце зовется, что рушили целую трубу, поди, бабе разорви трубищу).

Такая символика полотенца исключала использование его для вытирания рук, лица, пола. Для этой цели пользовались рукотерником, утиркой, утиральником и т.д.

Проанализировав несколько вариантов идей подарков, изучив традиции, связанные с полотенцем мы поняли, что наиболее подходящим подарком ветерану будет полотенце с вышивкой, кружевной каймой и памятной надписью (вариант 4). Такой подарок, выполненный с использованием традиционных видов рукоделия, будет добрым напоминанием о великом дне – 9МАЯ, о славной ПОБЕДЕ!

Разработка идеи

Наше полотенце будет состоять из нескольких частей:




Тканевая основа





Вышивка (надпись)

Вышивка (полоса из цветов)





Кружевная кайма (мысы)




1.Выбор техники вязания и вышивания.

Мы изучили несколько техник вязания крючком и приемов вышивания. Свою работу будем выполнять вышивкой крестом, а кружевную кайму получим, вывязыванием рядов разной длины (для получения мысов) в двух направлениях. Эти способы декоративного украшения достаточно просты, но часто используются и опытными рукодельницами т.к. прекрасно сочетаются друг с другом и являются традиционными для нашей местности.



2. Выбор материалов для полотенца.

Выбор ткани для основы полотенца.

Ткань для основы полотенца должна быть белой (традиционный цвет для полотенца), достаточно плотной, с четким переплетением нитей (легче выполнять вышивку крестом).



Бязь – ткань с полотняным переплетение нитей основ и утка, но не достаточно плотная. Для основы полотенца она не подходит.

Лен – плотная ткань с четким переплетением нитей, подходит для основы, но вышивка по льняному полотну требует высокого мастерства, которое мы еще продолжаем накапливать.

Х/Б ткань с выработкой в клетку - достаточно плотная ткань. По имеющимся выработанным клеткам удобно вышивать крестом даже начинающим рукодельницам. Такая ткань нам подходит для основы полотенца.



Выбор ниток для вышивки.

Нитки «ирис» толстые, будут плохо сочетаться с тканью основы. Имеют не прочную окраску.

Шерстяные нитки – тонкие, но также как и «ирис» имеют не очень прочную окраску.

Лучшие нитки для вышивания полотенца - мулине. Эти нитки имеют прочную окраску, блеск и необходимую прочность.



Выбор ниток для вязания

Нитки «ирис» толстые. Кружево из таких ниток получится грубым, и не будет сочетаться с вышивкой.

Катушечные нитки имеют разную толщину. Нитки №10 часто используются для вязания крючком, но работа ими требует большого терпения и времени.

В старых запасах одной из мам мы обнаружили белые Х/б нитки гарус, кружевная кайма из таких ниток прекрасно подойдет для полотенца. Работа нитками гарус будет идти значительно быстрее, они чуть толще катушечных ниток №10.



3. Разработка схемы вышивки.

Надпись и схему вышивки надписи разработаем самостоятельно.

Варианты надписи:


  1. 9 Мая 1945 год

  2. 9 Мая – День победы

  3. 9 Мая 2010 год

  4. Великая Победа

  5. День Победы

  6. 65 лет Побед

Наиболее подходящими, по нашему мнению будут надписи 1 и 3. Они отражают настоящее и прошлое нашей страны.


Схема №1

Схема №2

Для вышивки полосы из цветов воспользуемся схемой из журнала по рукоделию «Валя – Валентина»:


Схема №3



Раппорт(42клетки)

Для симметрии вышивки(24клетки)


Для вышивки будем использовать двойной крест, т.к. клетка на ткани крупная.



Если необходимо вышить непрерывный ряд крестиков, то все нечетные крестики будут выполняться, как показано на рис. а, а все четные, как показано на рис.б.



4.Разработка схемы вязания и расчет длины каймы.

В настоящее время существует много разных журналов по вязанию: «Валя – Валентина», «Вязание: модно и просто», «100 вязаных идей для вашего дома» и т.д. Воспользуемся одним из них и выберем подходящую схему для канвы.











Цепочка из воздушных петель (в. п.)





Вывязывание столбика без накида (ст. б/н)

Вывязывание столбика с накидом (ст. с/н)

Нам необходимо рассчитать количество раппортов для каймы. Для этого свяжем образец из одного раппорта и измерим его длину. Ширину полотенца разделим на длину одного раппорта, получим количество раппортов для одной каймы, 40 см: 5 см=8 раппортов.

Выбор оборудования, инструментов, принадлежностей

Для изготовления полотенца нам потребуется:



  • Оборудование: утюг, гладильная доска, швейная машина.

  • Инструменты: крючок, ручная игла, игла для вышивки, ножницы.

  • Принадлежности: карандаш, линейка, сантиметровая лента.

Работа на оборудование, с инструментами и принадлежностями требует соблюдения правил безопасного труда:

  • Нельзя делать резких движений с крючком в направлении сидящего человека.

  • Нельзя пользоваться ржавыми иглами.

  • Нельзя брать в рот и вкалывать иглы в одежду.

  • Ножницы должны лежать с сомкнутыми лезвиями, передавать их следует кольцами вперед.

  • Влажно–тепловую обработку проводить на гладильной доске.

  • Нельзя оставлять включенный утюг без присмотра.

  • Нельзя близко наклоняться к движущимся частям машины.

Технологическая последовательность изготовления полотенца

п/п


Выполняемая операция

Материалы

Инструменты и принадлежности

1

2

3

4

Выполнение вышивки

1

Разметить и вкроить основу полотенца

Ткань с выработкой в клетку

Карандаш, ножницы

2

Срезы припусков на швы обработать швом «зигзаг»

Ткань с выработкой в клетку, швейные нитки

Швейная машина

3

Выполнить вышивку для симметрии рисунка по схеме №3

Ткань с выработкой в клетку, нитки мулине

Игла для вышивания, ножницы

4

Продолжить вышивку, выполнить 2 раппорта по схеме №1

Ткань с выработкой в клетку, нитки мулине

Игла для вышивания, ножницы

5

Повторить пункт №3, №4 на другом конце полотенца

Ткань с выработкой в клетку, нитки мулине

Игла для вышивания, ножницы

1

2

3

4

6

Выполнить вышивку по схеме №1 на одном конце полотенца

Ткань с выработкой в клетку, нитки мулине

Игла для вышивания, ножницы

7

Выполнить вышивку по схеме №2 на другом конце полотенца

Ткань с выработкой в клетку, нитки мулине

Игла для вышивания, ножницы

Изготовление каймы

4

Связать цепочку из 68 воздушных петель + 6 воздушных петель подъема

Нитки х/б гарус

Крючок

5

Вязать по схеме 8 раппортов

Нитки х/б гарус

Крючок, ножницы

6

Связать цепочку из 68 воздушных петель + 6 воздушных петель подъема

Нитки х/б гарус

Крючок

7

Вязать по схеме 8 раппортов

Нитки х/б гарус

Крючок, ножницы

Сборка изделия

8

Соединить кайму с основой

Основа с вышивкой, кайма, нитки шейные

Игла ручная, ножницы

9

Готовое изделие отутюжить

Полотенце




Уход за изделие

Если готовое изделие во время работы загрязнилось, то его очень осторожно стирают в теплой воде, нельзя замачивать, заливать кипятком, кипятить. Выстиранное изделие хорошо прополаскивают в холодной воде, отжимают и заворачивают на несколько минут в махровое полотенце или простыню. Гладят во влажном состоянии с изнанки на мягкой подстилке. После глаженья изделие должно лежать в развернутом виде пока не остынет.



Экономический анализ

Расчет затрат на изготовление полотенца:



№ п/п

Используемые материалы

Цена за ед. измерения, руб.

Расход материала

Затраты на материал, руб.

1

Ткань с выработкой в клетку

23

1,5 метра

34,5

2

Нитки мулине

12

4 мотка

48

3

Швейные нитки

10

0,01 катушки

0,1

ИТОГО:

82,6

В расчет затрат не вошла стоимость х/б ниток гарус в связи с тем, что в работе использовали остатки ниток от ранее выполненных изделий.

Затраты на изготовление полотенца оказались небольшими (82,6 руб.). Эксклюзивное изделие ручной работы с вышивкой и кружевом, купленное на рынке или в магазине, стоит значительно дороже.



Самоанализ выполненной работы

Конечно, процесс изготовления полотенца был нелегок: возникли проблемы с приобретением некоторых материалов, есть отдельные места в вышивке, где работу исправляли не один раз, затратив на это много сил и времени.

Но все это меркнет перед красотой полотенца, ведь мы его сделали своими руками, а главное узнали столько ценного о вышивке, вязании крючком и о роли полотенца в русской жизни. Мы прикоснулись к национальным традициям, к народному искусству, а, следовательно, еще трепетнее и бережнее будем относиться к творению наших предков.

И самое важное – что мы изготовили подарок ветерану к празднику ПОБЕДЫ!





скачать файл



Смотрите также:
Цели и задачи работы математическое описание массопереноса в пористом канале, проверка адекватности математической модели, разработка инженерной методики расчета обратноосмотических аппаратов
29.83kb.
Цели и задачи проекта
189.13kb.
Программа шашечного кружка. Тип программы: обучающая. Пояснительная записка. Цели и задачи
76.36kb.
Интегрированный урок по обществоведению и всемирной истории
178.78kb.
Дипломного проекта. Для достижения поставленных целей, необходимо решить следующие задачи
54.79kb.
3 Стратегические цели и задачи инвестиционного развития муниципального образования
1353.34kb.
Урок в 5 классе Цели и задачи урока
140.31kb.
Литература 5 класс Литература 11-12 лет Май 2014 года; Цели и задачи
188.01kb.
Программа дисциплины опд. Ф. 06. Древние языки (старославянский язык) цели и задачи дисциплины
399.98kb.
Содержание. Цели и задачи рейда
173.65kb.
1. Цели и задачи исследований
253.4kb.
Цели и задачи ес
15.61kb.