Главная страница 1
скачать файл

Божье всеведение



1. Библейские данные
а. Ветхий Завет
Что Священное Писание говорит нам относительно Божьего всеведения? Хотя в книге Бытие конкретно и не утверждается, что Бог все знает, тем не менее, там указано, что Он обладает сверхъестественными знаниями как о будущих событиях, так и о настоящем состоянии любого человека. Например, говоря о Божьем знании будущего, можно прочесть, что Бог предсказал судьбу Измаила (Быт. 16:12) и сыновей Исаака (Быт. 25:23). А по поводу знаний происходящего в тот или иной момент времени можно отметить, что Бог знал помыслы и намерения сердца Авимелеха (Быт. 20:6) и скрытые мысли Своего народа (Втор. 31:21).

Божье всеведение особо подчеркивается в книге Иова. Так конкретно указано, что Бог знает все. В этой книге данная истина выражается тем, что Бог все «видит»: «Ибо Он прозирает до концов земли и видит под всем небом» (Иов 28:24); «Не видел ли Он путей моих, и не считал ли всех моих шагов?» (Иов 31:4); «Ибо очи Его над путями человека, и Он видит все шаги его» (Иов 34:21). Он не только видит все происходящее на земле, но и знает то, что находится в шеоле (Иов 26:6; 28:22-23).

В книге Иова Бог также представлен как великий Учитель. Иов задает вопрос: «Но Бога ли учить мудрости, когда Он судит и горних?» (Иов 21:22). Елиуй говорит о Нем: «Бог высок могуществом Своим, и кто такой, как Он, наставник?» (Иов 36:22). Особое ударение делается также на Божьей мудрости, проявленной в творении мира, на которую Бог Сам ссылается во время обличения Иова (гл. 38-41).1 Всеведение Бога показано в вопросе Елиуя: «Разумеешь ли равновесие облаков, чудное дело Совершеннейшего в знании?» (Иов 37:16).

Учение о Божьем всеведении не только информирует нас об этом качестве Бога, но имеет и практическое применение. Поскольку Бог все знает, то «нет тьмы, ни тени смертной, где могли бы укрыться делающие беззаконие» (Иов 34:22). Иов также мог с уверенностью обращаться к Богу, зная, что Он полностью понимает его ситуацию (Иов 31:5-6). Наконец, в свете Божьей премудрости, проявленной в творении, человеку нельзя сомневаться в Его способности управлять его жизнью (Иов гл. 38-41).

В исторических книгах Ветхого Завета встречаются следующие данные о рассматриваемом нами вопросе.2 В молитве Анны в упрек гордых людей говорится о Боге, что Он «есть Бог ведения» (1 Цар. 2:3). Соломон говорит о Боге, что Он знает «сердце всех сынов человеческих» (3 Цар. 8:39, ср. 1 Пар. 28:9; 2 Пар. 6:30). В этих книгах также приводится интересная мысль о том, как Бог воспринимает время. Он знает не только о прошлом, настоящем и будущем, но Он знает и то, что было бы, если бы то или иное событие произошло при других условиях.3 Для обоснования данного мнения прочтем следующие места:
«И сказал Давид: предадут ли жители Кеиля меня и людей моих в руки Саула? И сказал Господь: предадут» (1 Цар. 23:12);

«Надобно было бы бить пять или шесть раз, тогда ты побил бы Сириян совершенно, а теперь [только] три раза поразишь Сириян» (4 Цар. 13:19).


Перейдем к рассмотрению поэтических книг. Можно отметить, что во всем Божьем Слове упор делается не на теоретической, а на практической стороне Божьей природы, т.е. на том, как познание Божьей природы влияет на наше поведение. Бог знает все наши страдания и слезы (Пс. 34:22; 55:9; 68:20; 141:3), а также наши грехи (Пс. 68:6; 89:8). В книге Притч Соломоновых делается упор на Божьем знании наших сердец (Пр. 15:11; 16:2; 21:2). Он знает нас лучше, чем мы знаем себя.

Бог в совершенстве знает все о Своем творении: «Знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною» (Пс. 49:11);4 «(Бог) исчисляет количество звезд; всех их называет именами их» (Пс. 146:4). Он все сделал «премудро» (Пс. 103:24). Иногда псалмопевцы просто выражают то, как они восхищены Божьей мудростью и пониманием: «Дивно глубоки помышления Твои» (Пс. 91:6); «Велик Господь наш и велика крепость [Его], и разум Его неизмерим» (Пс. 146:5). Следовательно: «Нет мудрости, и нет разума, и нет совета вопреки Господу» (Пр. 21:30).

Как было показано выше, Его знание образно связано с Его «зрением»: «С небес призирает Господь, видит всех сынов человеческих; с престола, на котором восседает, Он призирает на всех, живущих на земле» (Пс. 32:13-14); «Ибо пред очами Господа пути человека, и Он измеряет все стези его» (Пр. 5:21); «На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых» (Пр. 15:3); «Очи Господа охраняют знание» (Пр. 22:12).

Самое потрясающее описание Божьего всеведения находится в Пс. 138. Бог знает все наши дела и мысли (ст. 2), наши пути (ст. 3) и наши слова прежде, чем они изрекаемы (ст. 4). От Бога невозможно ничего скрыть. Для него: «ночь светла, как день: как тьма, так и свет» (ст. 12). Он знает о нас все, начиная с нашего появления в утробе матери и до окончания наших дней (ст. 15-16). На основании такого свидетельства никак нельзя сомневаться в том, что Бог обладает всеми знаниями.

Пророческие книги Ветхого Завета также свидетельствуют о Божьем всеведении. Упор делается на то, что в свете Божьего всеведения нельзя скрыться от Него. Перечислим следующие тексты, говорящие об этом:
«Горе тем, которые думают скрыться в глубину, чтобы замысл свой утаить от Господа» (Ис. 29:15);

«Ибо очи Мои на всех путях их; они не скрыты от лица Моего, и неправда их не сокрыта от очей Моих» (Иер. 16:17; ср. 23:23-24; 32:19);

«Видишь ли, сын человеческий, что делают старейшины дома Израилева в темноте, каждый в расписанной своей комнате? ибо говорят: "не видит нас Господь, оставил Господь землю сию"» (Иез. 8:12; ср. 9:9);

«Ефрема Я знаю, и Израиль не сокрыт от Меня; ибо ты блудодействуешь, Ефрем, и Израиль осквернился» (Ос. 5:3).


Божьи знания вновь связаны с Его «зрением»: «Очи Господа… объемлют взором всю землю» (Зах. 4:10). Его всеобъемлющее понимание дает Ему возможность быть «свидетелем» грехов человеческих (Мих. 1:2) и «объявлять человеку намерения его» (Амос 4:13).

Отметим еще один случай, когда, как видим, Бог знает не только реальные факты прошлого, настоящего и будущего, но и те условия, которые определят различные варианты того, что может произойти.5 Прочтем из Книги пророка Иеремии (38:17-20):


«Тогда Иеремия сказал Седекии: так говорит Господь Бог Саваоф, Бог Израилев: если ты выйдешь к князьям царя Вавилонского, то жива будет душа твоя, и этот город не будет сожжен огнем, и ты будешь жив, и дом твой; а если не выйдешь к князьям царя Вавилонского, то этот город будет предан в руки Халдеев, и они сожгут его огнем, и ты не избежишь от рук их. И сказал царь Седекия Иеремии: я боюсь Иудеев, которые перешли к Халдеям, чтобы [Халдеи] не предали меня в руки их, и чтобы те не надругались надо мною. И сказал Иеремия: не предадут; послушай гласа Господа в том, что я говорю тебе, и хорошо тебе будет, и жива будет душа твоя».
Пророк Иеремия особо подчеркивает, что Бог знает о состоянии сердца человека (см. 11:20; 12:3; 17:10; 20:12). Цель написания данного пророчества – обличение злых намерений и внутренней расположенности Божьего народа. В Книге пророка Даниила особо подчеркивается способность всезнающего Бога открывать тайны (Дан. 2:20-23, 28), что согласуется с апокалиптическим характером записанных в ней пророчеств.

В писаниях Исаии Бог представлен как Тот, Кто в совершенстве знает будущее.6 Его знания будущего включает в себя не только то, что Он Сам собирается сделать, но и то, что будут или предполагают совершать люди.7 Одним словом: «Новое Я возвещу; прежде нежели оно произойдет, Я возвещу вам» (Ис. 42:9). Подобно этому читаем: «Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось» (Ис. 46:10). Для Исаии было важно говорить об этом для доказательства того, что в отличие от богов язычников, истинный Бог, Бог Израиля, владеет всеми знаниями.

Наконец, пророки доказывают, что Божьи знания и мудрость превышают знания и мудрость всех людей: «Между всеми мудрецами народов и во всех царствах их нет подобного Тебе» (Иер. 10:7). Его пути и мысли выше наших (Ис. 55:8-9) и «разум Его неисследим» (Ис. 40:28). Поскольку никто не может «уразуметь дух Господа» или быть «советником у Него и учить Его» (Ис. 40:13-14), то с Ним нельзя спорить (см. Иез. 18:25-29; 33:17-20).

Выделим несколько случаев, когда Бог поменял Свой план из-за того, что человек изменил свои отношения с Ним, что не означает, что Бог ошибся в Своем знании будущего. Например, Бог не планировал вначале лично вести Израильский народ в обетованную землю, так как мог наказать их за жестокосердие (Исх. 33:3), но после молитвы Моисея Он изменил Свое мнение и продолжил сопровождать Израиль в пустыне (Исх. 33:14). Подобно этому, по ходатайству Моисея Бог отменил Свой план уничтожения израильского народа (Втор. 9:13 и далее). Еще читаем, что после молитвы Амоса относительно отмены Божьего наказания Израиля «… пожалел Господь о том; "не будет сего", сказал Господь» (Амос 7:3).

Далее, после согрешения сыновей священника Илия Бог говорил: «Я сказал [тогда]: "дом твой и дом отца твоего будут ходить пред лицом Моим вовек". Но теперь говорит Господь: да не будет так» (1 Цар. 2:30). В Иер. 18:10 вышеуказанный принцип выражен так: «Если он будет делать злое пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его». Но с другой стороны: «беззаконник, если обращается от беззакония своего, какое делал, и творит суд и правду, - к жизни возвратит душу свою» (Иез. 18:27). Соответственно, после покаяния Бог отменил Свой суд над жителями Ниневии (Ионы 3:10), над Ахавом (3 Цар. 21:29) и над Иудеей (2 Пар. 12:5-8).

В заключение этого раздела следует упомянуть те случаи, описанные в Ветхом Завете, когда кажется, что Бог не знал о чем-то или сожалел о том, что сделал.8 Например, к нашему удивлению создается впечатление, что Бог как будто бы не знал о состоянии Содома, когда Он сказал: «Сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю» (Быт. 18:21). В Иер. 3:7 описывается, что Бог ожидал возвращения Израиля к Себе, но тот не вернулся.9 Подобные слова встречаются в Ис. 5:4: «Почему, когда Я ожидал, что он принесет добрые гроздья, он принес дикие ягоды?».

Далее, создается впечатление, что Бог не знал наперед о том, поверят ли сыны Израиля в первое знамение, которое Моисей сотворит или нет (Исх. 4:8), послушают ли наставление Иезекииля (Иез. 2:5-7; 12:3) или покаются ли после проповеди Иеремии (Иер. 26:2-3). В Быт. 9:14-15 написано, что радуга была как будто бы нужна Богу, чтобы Он вспоминал Свой завет. Читая Быт. 22:12 кажется, что Бог не знал состояние сердца Авраама до приношения его сына «в жертву». Наконец, написано, что Бог «жалел, что поставил Саула царем» (1 Цар. 15:11) и «раскаялся, что создал человека на земле» (Быт. 6:6).
б. Новый Завет
В Новом Завете повторяется много того, что уже было сказано о Божьем всеведении в Ветхом Завете. Например, что Бог имеет совершенные знания о Своем творении: «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без [воли] Отца вашего. У вас же и волосы на голове все сочтены» (Мф. 10:29-30). Такими словами Бог утешает людей, уверяя в Своей заботе о нас. К тому же, Он знает все наши нужды: «Знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду» (Мф. 6:8). Бог замечает, когда мы служим Ему, даже если другие этого не видят (Мф. 6:4). Он также является «испытующим сердца наши» (1 Фес. 2:4, ср. Откр. 2:23).

Бог обладает знаниями о будущих событиях, даже если эти события зависят от свободного выбора человека. Иисус предсказал, например, что Петр отречется от Него (Мк. 14:30) и что человек, несущий кувшин воды, поведет учеников к месту совершения Пасхи (Mк. 14:12-16).

Упомянем о еще одном случае, находящемся в Библии, где показано знание Бога о возможных решениях людей даже тогда, когда они в реальности и не осуществились:
«Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись, но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня» (Mф. 11:21-23).
Далее, в Новом Завете существует ряд прямых указаний на Божье всеведение, особенно в писаниях Иоанна:10
«И не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке» (Ин. 2:25);

«Теперь видим, что Ты знаешь все» (Ин. 16:30);

«Нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет» (Евр. 4:13);

«Бог больше сердца нашего и знает все» (1 Ин. 3:20).


Бог имеет совершенные знания о Себе, т.е. все Лица Троицы обладают исчерпывающими знаниями друг о друге: «Никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф. 11:27)11 и «Дух все проницает, и глубины Божии» (1 Кор. 2:10).

В итоге все новозаветные писатели восхищены открывшейся им истине о Божьем величии, проявленном в Его мудрости и понимании всего: Он – «Единый Премудрый Бог» (1 Тим. 1:17, ср. Иуды 25). Спасение демонстрирует «многоразличную премудрость Божью» (Еф. 3:10).12 Абсолютно справедливо апостол Павел восклицает: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божья!» (Рим. 11:33).13

Перед тем, как подытожит результаты библейского разбора, следует упомянуть, что как в Ветхом Завете, так и в Новом тоже наблюдается те случаи, когда кажется, что Бог (в частности Божий Сын) не знал чего-то. Например написано, что Иисусу приходилось «преуспевать в премудрости» (Лк. 2:52). Также можно вспомнить случай, когда Иисус встретил мальчика, одержимого бесом. Он спросил его отца: «Как давно это сделалось с ним?» (Мк. 9:21). Создается впечатление, что Иисус не знал этого. Еще мы видим, что Иисус молился всю ночь прежде, чем Он избрал Своих учеников (Лк. 6:12). Предполагается, что Он не знал, кого именно надо выбрать. Наконец, Иисус прямо сказал, что Он не знает времени Своего второго пришествия: «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» (Мк. 13:32).
в. Итоги
Судя по библейским данным предельно ясно, что Бог знает все, т.е. обладает свойством всеведения. Он знает не только о событиях прошлого и настоящего времени, но и совершенно знает все, что будет, даже если эти грядущие события зависят от свободного выбора людей. Его знания всеобъемлющие.

Бог не только имеет знания, но умеет применять Свои знания для достижения Своих целей, т.е. обладает мудростью. Бог дивно сотворил небо, землю и все, что в них. Он мудро устроил человека, наделяя его удивительными свойствами. В Своей премудрости Он придумал и осуществляет Свой план спасения, который по сей день изумляет всех, изучающих его.

Библия также свидетельствует о существовании у Бога знаний о том, что могло бы быть, если бы условия были другими. Выходит, что Бог имеет знания не только о реальных событиях прошлого, настоящего и будущего, но знает и все потенциальные варианты, которые могли бы произойти.

Однако, следует упомянуть и о том, что в Священном Писании доктрина о Божьем всеведении носит не столько теоретический, сколько практический характер. Тот факт, что Бог знает все, дает людям утешение, что их жизненно важные вопросы не проходят мимо Его внимания – Он замечает все. С другой стороны, учение о Божьем всеведении служит предупреждением для тех, кто хотел бы скрыть свои пути от Господа – Он видит все.

Поскольку Бог все знает, мы можем обращаться к Нему, чтобы получить необходимое нам знание. При этом следует упомянуть, что есть и тот способ приобретения знаний, который Бог запрещает, а именно – обращение к оккультизму (Втор. 18:10-11). Лучше обращаться к Тому, Кто является самым надежным истопником знаний, т.е. к Богу.14 В этом отношении Бог упрекает Охозию, потому что он обратился не к Богу, а к другим богам. Вот Божий упрек: «Спросите у Веельзевула, божества Аккаронского: выздоровею ли я от сей болезни?... разве нет Бога в Израиле, что вы идете вопрошать Веельзевула?» (4 Цар. 1:2-3).

По поводу случаев, где Бог якобы что-то не знал, можно сказать, что они не противоречат нашему умозаключению о том, что Бог знает все. В тех случаях мы имеем дело с применением принципа антропоморфизма, когда Богу приписываются (или Бог приписывает Себе) человеческие черты. Для людей, не имеющих достаточно высокого развития знаний, какими были, например, сыны Израиля в древние времена, Бог открывал Себя в упрощенном виде. Но, рассматривая всеведение Бога, нужно больше обращать внимания на те поучительным отрывки Писания, которые однозначно учат об этом. Вопрос о всеведении воплощенного Божьего Сына вкратце затронут ниже, а более полную информацию об этом можно прочесть в главе 10, «Доктрина о Христе: человечность».


2. Богословские рассуждения
а. Общие соображения
1) Определение
Стронг хорошо определяет Божье всеведение следующими словами, говоря, что это «Божьи совершенные и вечные знания всего, что является предметом для знания, не зависимо от того, является ли это действительным или возможным в прошлом, настоящем или будущем временах».15

С понятием «знание» также связана концепция «мудрости». Чем они отличаются друг от друга? Обычно считается, что мудрость – это способность применять знания на практике. Грудем говорит о мудрости, как о способе достижения цели. Читаем: «Бог всегда избирает наилучшие цели и наилучшие средства для достижения этих целей».16


2) Божьи знания «непосредственны»
Важно более детально описать наше понимание Божьего всеведения с помощью следующих идей. Во-первых, богословы обычно говорят о Божьих знаниях, как о непосредственных знаниях. Имеется в виду, что Бог знает все интуитивно, непосредственно и сразу. Ему не надо думать или использовать дедукцию для того, чтобы приобретать знания.

Некоторые выдающиеся евангельские писатели описывают это явление следующим образом. Пайпер говорит: «Человек приобретает знания посредством... процесса восприятия, индукции, дедукции... Однако Бог знает и различает внутреннюю природу, присущую сущности всех вещей сразу и непосредственно».17 По словам Грудема Божьи знания «всегда полностью присутствуют в Его сознании. Ему не нужно строить умозаключения, ведущие к определенным выводам... Он никогда ничего не узнаёт и не забывает».18 Карл Генри пишет: «Если бы Божьи знания зависели от времени, то Он не смог бы одновременно или совершенно знать все предметы и события, как того требует всеведение».19 Наконец, Чарльз Ходж учит, что «Бог знает все, как оно есть на самом деле, бытие как бытие, явление как явление, возможное как возможное, действительное как действительное, необходимое как необходимое, свободное как свободное, прошлое как прошлое, настоящее как настоящее, будущее как будущее».20

К тому же, предполагаются две теории для выяснения механизма Божьих непосредственных знаний: это механизм восприятия и концептуалистический механизм.21 Согласно первому, Бог все «видит» одновременно и, тем самым, обладает всеми знаниями. Но этот подход часто считается слишком антропоморфным. Другой подход, концептуалистический, предполагает, что Бог интуитивно знает все, т.е. внутри Себя.
3) Естественные, свободные и промежуточные Божьи знания
Уточним вопрос масштаба Его знаний, т.е. что именно знает Бог. Во-первых, Бог совершенно знает Себя. Технический термин для выражения этой мысли – Божьи «естественные знания» или, на латыни, scientia naturalis essentialis.22 Далее, Бог совершенно знает все, что вне Его. Другими словами, Бог знает все о Своем творении. Этот аспект Божьих знаний называют Его «свободными знаниями» или, на латыни, scientia libera.23

Далее, Библия открывает, что Бог знает и о будущих событиях. Во-первых, Он знает, что Он Сам собирается делать, как написано: «Новое Я возвещу; прежде нежели оно произойдет, Я возвещу вам» (Ис. 42:9). Он также знает, что человек в своей свободной волей будет делать. Написано: «Еще нет слова на языке моем, – Ты, Господи, уже знаешь его совершенно» (Пс. 138:4). Исполнения пророчеств, которыми изобилует Писание, также открывают Божьи знания будущего.24

Есть особенный вид знаний под названием «Божьи промежуточные знания» или, на латыни, scientia media. Этот термин означает, что Бог совершенно знает все, что могло бы происходить при условиях, отличающихся от тех, которые были на самом деле.25

Но не все согласны с тем, что промежуточные знания действительно есть или что Бог ими обладает. В частности, кальвинисты отвергают это учение. Дело в том, что кальвинисты верят, что абсолютно все предопределено Богом. Поэтому, нельзя даже подумать или представить себе случаи, когда что-либо может произойти в отличие от того, что на самом деле происходит. Согласно кальвинистскому взгляду все, что Бог запланировал и предопределил, непременно сбудется. А события, придуманные путем промежуточных знаний, не могут существовать даже теоретически.

Далее, кальвинисты утверждают, что концепция «промежуточного знания» нарушает доктрину о Божьих «непосредственных знаниях». Как было сказано выше, Бог знает все интуитивно, непосредственно и сразу. Ему не надо думать или использовать дедукцию для того, чтобы приобретать знания. Но в случаях, где что-то «могло бы быть», Богу было бы необходимо рассматривать все возможные варианты и то, что было бы, если бы условия или выбор человека были бы другими, что, как предполагается, требует использования дедукции.26

Противники теории промежуточных знаний объясняют места Писания, выдвигаемые в пользу этой доктрины, следующим образом. В 1 Цар. 23:12, где Давид спрашивает у Бога: «Предадут ли жители Кеиля меня и людей моих в руки Саула? И сказал Господь: предадут», Бог не использует промежуточные знания, а просто открывает намерение врагов Давида. В случае, записанном в Мф. 11:21-23, где указано, что при Иисусе Тир и Сидон покаялись бы, просто говорится о том, что города времен Иисуса были более ожесточенными, чем вышеуказанные древние города.27

Однако, в ответ на возражения в адрес существования промежуточных знаний можно сказать следующее. Во-первых, в Писании есть и другие примеры Божьих промежуточных знаний, а именно 4 Цар. 13:19 и Иер. 38:17-20. Во-вторых, в большинстве из этих примеров Бог так детально описывает то, что сделали бы люди в разных ситуациях, что создается впечатление, что Он действительно предвидит эти потенциальные события. В-третьих, отрицание Божьего умения предвидеть потенциальные события не только противоречит Писанию, но и ограничивает и умаляет Его величие. Бог сказал через Иеремию: «Есть ли что невозможное для Меня?» (Иер. 32:27).
4) Ограничения Божьего всеведения
Возникает вопрос о том, может ли Бог иметь познание о логических противоречиях? Знает ли Бог о круглых квадратах или о сумме, равной пяти, при сложении два плюс два? Считается, что так как логические противоречия в реальности не существуют и не могут существовать, то знания такого типа не являются настоящими знаниями и Бог, не обладая такими знаниями, ничего не лишен. Давайте обратим внимание на определение Божьего всеведения, данное Стронгом, что это «Божьи совершенные и вечные знания всего, что является предметом для знания, не зависимо от того, является ли это действительным или возможным». Логический абсурд не является предметом для знаний, потому что он ни действителен, ни возможен.28

Далее, что можно сказать о знании, основанном на опыте? Есть два вида знаний – умственные знания (т.е. информация) и знания из опыта. Если Бог не переживал всего, что можно переживать, то каким тогда образом Он обладает всеми знаниями, в том числе и знаниями из опыта? В ответ на данное возражение следует сказать, что формально, доктрина о Божьем всеведении касается всего лишь умственных знаний. Но в дополнение к этому надо также учитывать, что Божий Сын стал человеком и, живя на земле, приобрел много опыта. Как написано о Нем: «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно [нам], искушен во всем, кроме греха» (Евр. 4:15).29

Другой сложный вопрос: «Если Иисус является Богом, то почему было несколько случаев, когда Он о чем-то не знал?» Во-первых, в соответствии с доктриной о божественности Христа, надо согласиться с тем, что Иисус является Богом и, следовательно, обладает всеми Божьими атрибутами. Но богословы проводят разделяющую линию между тем, имеет ли Христос все Божьи атрибуты и тем, способен ли был Он в Своем человеческом состоянии пользоваться ими? Одни говорят «да», Он был способен, а другие «нет», не способен. Среди тех, кто считает, что Он, как человек, все же мог пользоваться всеми качествами Бога, обычно предполагается, что Он добровольно не пользовался всеми атрибутами, в том числе всеведением, ограничив Себя.30

Еще один сложный момент: «Если Бог обещал забыть о наших грехах (см. Евр. 8:12), то каким образом Он обладает всеведением? Он должен все знать и все помнить». Но здесь имеется в виду не то, что Бог лишен некоторых знаний, а то, что наши прошлые грехи больше не будут влиять на наши отношения с Ним. Другой вопрос относится к тексту из Иер. 7:31, где говорится: «Сожигать сыновей своих... чего Я не повелевал и что Мне на сердце не приходило». Значит ли это, что Бог не может даже представить Себе или вообразить такое действие? Конечно, может. Но данное выражение отражает лишь то, что эти поступки Ему не угодны.31

Какие отношения существуют между Божьим всеведением и другими Его атрибутами? По поводу Его вездесущности можно смело утверждать, что вездесущему Богу доступны все знания. Если Он находится везде одновременно, то Он все видит и имеет все знания. По поводу взаимоотношения Божьей силы и Его всеведения следует сказать, что все, что Бог знает, не обязательно осуществляется. Бог может знать о чем-либо, но эти знания не обязательно побуждают Его к действию. Он действует не согласно Своим знаниям, а согласно Своей воле.32

Что касается Его вечности, то доктрина о том, что Бог вне времени, соответствует доктрине о Его непосредственных знаниях. Если Бог существует за пределами времени, то время не может повлиять на Его доступ к любым знаниям.33 Далее, достаточно часто встречается такой термин, как «Божье предвидение», который описывает Божьи знания будущих событий. Но если Бог существует в безвременном состоянии, то такой термин не очень точно описывает Его взгляд на будущее. Если Бог живет вне времени, то такие термины, как прошлое, настоящее и будущее к Нему вообще не относятся. Будет лучше сказать, что термин «Божье предвидение» выражает не Божью, а человеческую точку зрения на данный вопрос.34

Наконец, нас интересует, может ли Бог знать то, что мы имеем в виду, когда мы говорим от первого лица, т.е. «я думаю, чувствую, делаю»? Дело в том, что Бог не замещает и не действует вместо нас, а следовательно Он видит нашу точку зрения и наш опыт одновременно с нами. Значит ли это, что Бог лишен этих знаний? Писатель Р. Наш отвечает, что Бог на самом деле знает, о чем идет речь, когда мы говорим от первого лица. Он просто воспринимает эти данные со Своей точки зрения и, соответственно, говорит о них от другого лица, т.е. «ты думаешь» или «он/она думает». Если мы настаиваем на том, чтобы Бог занимал наше положение и говорил об этих моментах от первого лица, то тогда Бог должен отожествиться с ними и, следовательно, стать нами. Но это привело бы к пантеизму.35
б. Движение «Открытость Бога»
1) Описание и защита
Не так давно возникла новая теория, которая предполагает, что Бог не знает будущих событий. Это новое течение известно под названием «открытость Бога» или «открытый теизм». Дело в том, что некоторые утверждают, что если Бог уже от вечности знает все, что будет происходить, то можно ли говорить о том, что человек обладает настоящей свободой? Может ли человек поступать вопреки тому, что Бог уже предузнал о событиях, которые произойдут? Получается логический конфликт между Божьим предвидением и свободой выбора человека.

Для решения этой проблемы рассмотрим следующий вопрос: «Может ли человек принять решение, которое будет отличатся от того, которое Бог уже предвидел, что человек его примет?» Если ответим «нет», то создастся впечатление, что у человека нет свободы выбора. Все его решения уже определены Божьим предвидением. Если же ответим «да», то получается, что Бог не знает будущего и, следовательно, человеку под силу сделать то, чего Бог не ожидал. В итоге первый ответ нарушает доктрину о свободе человека, а второй – доктрину о Божьем совершенстве. Как можно решить представленную дилемму?

Для кальвинистов, которые верят, что Бог напрямую контролирует все события, происходящие во всей Вселенной, данный вопрос не представляет большой проблемы. Ведь они уже отрицают свободу выбора человека. Но для арминиан, утверждающих, что у человека есть настоящая свободная воля, данный вопрос действительно проблематичен. Им приходится выбрать между следующими вариантами: либо Бог не знает будущего выбора человека, либо Он знает его, но каким-то образом Его предузнание не определяет его действия и не нарушает его свободы.

Рассмотрим поддержку позиции, что Бог не знает будущего. Писатель Джон Сандерс, отстаивая теорию «открытости Бога», ссылается на тот факт, что в Священном Писании Бог действует во времени, Он отвечает на действия человека, изменяя соответственно Свои планы, узнает о новой информации, выражает неуверенность относительно будущего и проявляет такие эмоции, как удивление, негодование, сожаление и печаль. Сандерс считает, что все это указывает на Божье незнание будущего.36

Еще один пылкий сторонник «открытого теизма», Грегори Бойд, выдвигает следующие доводы в поддержку данной позиции.37 Он задается вопросом о том, что если Бог точно предузнал, что в будущем многие люди отвергнут Евангелие и вечно погибнут, то почему Он создал именно такой мир, какой есть у нас? Неужели Он не хочет, чтобы все были спасены? В дополнение к этому он ссылается на Писание, где, по его мнению, записано немало случаев, когда Бог безуспешно пытался отвратить человека от злого пути (см. Деян. 7:51; Рим. 10:21; Евр. 3:7-19; Иез. 22:30). Но если Бог уже предвидел отвержение данных людей, то почему Он так старательно действовал?

Далее, Бойд говорит, что если Бог действительно ищет с человеком отношений любви, то это влечет за собой подлинное двухстороннее взаимодействие между Ним и человеком. А это значит, что выбор человека должен в действительности оказывать влияние на Бога. При этом приверженцам «открытости Бога» не надо переживать о том, что при этом Бог может потерять контроль над миром. Божья умственная способность гарантирует, что Он «может предвидеть каждую возможность и готовится к ней так эффективно, как будто бы это уже реальность».38 Бойд даже допускает, что Бог время от времени может предопределить некоторые события, чтобы точно добиться Своей цели. Но не все события так предопределены.

Вдобавок к этому, Бойд полагает, что если определенный сюжет, который Бог уже предузнал, неизбежно приводил бы к поражению, то Бог действовал бы так, чтобы этот сюжет не осуществился бы. Далее, в ответ на вопрос, почему Бог терпит тех, кто злоупотребляет своей свободой и используют ее для зла, Бойд говорит, что «Бог не может отнимать способность выбирать “за” или “против” любви после того, как Он уже дал ее»39 и «самоопределяющаяся свобода морально злых индивидуумов не может быть отменена».40

В пользу своей теории Бойд также ссылается на феномен молитвы. Если Божий план уже предназначен или предвиден, то какой смысл умолять Бога что-то изменить? Далее, если все решения человека уже предназначены или предвидены, то какой смысл в том, чтобы Бог испытывал людей? Ведь Он уже знает, как они будут отвечать. Также, в Библии мы находим побуждение просить Господа о скорейшем пришествии, поторапливать Его приход (2 Пет. 3:11-12).41 Но если эта дата уже зафиксирована, то как мы можем это сделать?

Наконец, Бойд говорит, что мы не «обнаруживаем, что находится в будущем, но мы помогаем определить, что произойдет в будущем». Бог сотворил нас для царствования с Ним. Давая нам свободу, Бог ожидает, что мы будем с Ним сотрудничать в том, чтобы утвердить Божье царство на земле.42

Приверженцы мнения, что Бог не знает будущих событий, пытаются как-то утверждать это без соответствующего отрицания Божьего всеведения. Одно из предположенных разрешений этой дилеммы заключается в том, что незнание еще не существующих событий или предметов не нарушает концепции Божьего всеведения. Ведь будущие события еще не существуют. Незнание несуществующего не считается неведением. Поэтому Бог является «всезнающим», даже не зная будущих событий. Следовательно, концепция Божьего всеведения определяется так, что она не включает в себя знания того, что еще не существует.43

Для поддержки теории, что Бог не знает будущего, но все же при этом остается всезнающим, ссылаются на учение Аристотеля, который сказал, что знание – это убеждение, что какое-то заявление соответствует истине. Но оценить будущие события как «истинные» или «ложные» невозможно. Поэтому, незнание будущего не считается неведением.

В данном учении также проводится параллель с Божьим всемогуществом. В обсуждении Божьего всемогущества мы оговариваемся, что Бог может делать только то, что логически возможно делать. Например, Бог не может создать круглый квадрат. Подобным образом, Бог может знать только то, что возможно знать.44

Другие приписывают Богу так называемые «условные знания». Это значит, что Бог точно знает все, что Он Сам собирается делать. Но по отношению к другим Бог знает только то, что можно ожидать от других на основании существующих условий. Это не точные знания будущего, но знания, основанные на вероятности.

Хотя Бог знает только вероятности, которые могут быть в будущем, это ни в коем случае не мешает Его плану. Дело в том, что Бог знает все, что только может быть или происходить. Другими словами, Он может учитывать все возможные результаты всех свободных выборов каждого человека во все времена. При помощи Своего обширного понимания Бог знает, как осуществить Свой план в ответ на любой свободный выбор со стороны человека. Что бы человек ни решил, Бог уже включил этот возможный вариант в Свой план и знает, как Ему надо поступить, чтобы добиться Своей окончательной цели.

Еще одним из аргументов в защиту доктрины о Божьем всеведении при отрицании Его знания будущего является предположение о том, что у Бога есть преднамеренное незнание. Это означает, что Он может знать будущее, но при этом принял решение оставаться в неведении относительно всех предстоящих выборов человека. Он поступает так для того, чтобы сохранилась свобода выбора человека. Иными словами, Бог добровольно удерживается от знания будущего, хотя Он мог бы этим воспользоваться.

Еще одно предположение в защиту учения о том, что Бог обладает всеведением с учетом Его незнания будущего находится в учении Бойда, который утверждает, что Божье всеведение включает в себя и знание того, что есть определенные вещи и события, обусловленные свободой выбора человека, которые невозможно точно знать. Выходит, что Бог все знает, в том числе и то, что знание некоторых вещей (т.е. будущего выбора человека) даже Ему невозможно знать.45


2) Опровержение
Все вышеприведенные аргументы не сходятся с ясным библейским учением о том, что Бог действительно и точно знает будущие события. Через Исаию Бог говорил: «Новое Я возвещу; прежде нежели оно произойдет, Я возвещу вам» (Ис. 42:9). В свое время Давид признал Божье предвидение будущего, говоря: «Еще нет слова на языке моем, - Ты, Господи, уже знаешь его совершенно» (Пc. 138:4). Можно привести в пример тексты из Дан. 2:28, Ис. 46:9-10 и другие, рассмотренные выше в связи с данным вопросом.

В дополнение к этому, Божьи совершенные знания будущего подтверждаются исполнением пророчеств. Способность Бога точно и безошибочно предсказывать будущее свидетельствует о Его совершенных знаниях о нем. К тому же, мы можем видеть в некоторых текстах Писания, что Бог обладает знанием будущего выбора человека (Мк. 14:13, 72; Деян. 2:23; Откр. 13:8). Само собой разумеется, что Бог знает все, что Он Сам планирует делать. Но помимо этого Он знает, что сделают другие.46 Далее, правильное определение концепции всеведения исключает описанную выше теорию. Всеведение – это не способность знать все, а непосредственно само знание всего. Бог не только способен иметь все знания, но Он на самом деле все знает.47

Следует сказать, что мы имеем дело с антропоморфическим описанием Бога, когда встречаем библейские повествования, в которых кажется, что Бог как будто бы осуществляет Свой план соответственно тому, что Он реагирует на ситуацию и выбор человека. Дело в том, что особенно в Ветхом Завете это был распространенный прием, когда Богу приписывались человеческие качества или, например, описывали различные части тела Бога (глаз, рука и т.д.), как будто бы Он обладает человеческой телесностью.

Противники теории «открытости Бога» говорят, что если бы Бог не знал будущего, то Он не выглядел бы спокойным по отношению к действию зла в этом мире. Дело в том, что согласно традиционному взгляду, Бог позволяет существовать и действовать злу потому, что Он видит «большую картину» и знает, что все эти злодеяния приведут, в конечном итоге, к хорошему результату. И если бы Бог не знал будущего, то Ему не было бы известно, чем все завершиться и какой в итоге будет результат. А в таком случае, выходит, Он должен стараться изо всех сил устранить зло прямо сейчас, чтобы все завершилось так, как Он планирует. Но Он так не поступает.48

Плюс к этому, если, как утверждает Бойд, «Бог может предвидеть каждую возможность и готовится к ней так эффективно, как будто бы это уже реальность», то тогда это приводит к противоречию в данной системе. Дело в том, что Бойд сам себе бросил вызов, сказав, что если Бог смог предсказать с великой уверенностью вечную погибель множества людей, то почему Он не устроил Вселенную так, чтобы предотвратить этот результат? Теперь этот вопрос адресуем ему самому. Похоже, что Бог не так эффективно приготовился к отвержению с стороны неверующих людей.

Также, Бойд предполагает, что Бог препятствовал бы осуществлению любого сюжета, который приводил бы к поражению. Однако, в истории существует множество случаев катастроф и поражений, которых Бог не предотвратил. Далее, в ответ на заявления Бойда, что «Бог не может отнимать способность выбирать “за” или “против” любви после того, как Он уже дал ее» и «самоопределяющаяся свобода морально злых индивидуумов не может быть отменена», надо просто задать ответный вопрос: «Почему?».

Хелсет, опираясь на утверждение Бойда, что Бог иногда предопределяет выбор человека, чтобы осуществить Своей целью, правильно отмечает, что данная уступка со стороны Бойда сокрушительно подрывает саму теорию «открытость Бога». Выходит, что даже Бойд не уверен в том, что Бог может достигать Своей цели без какого-либо принуждения или предузнания.49

Эриксон предъявляет этой теории претензии и в том, что если Бог не знает будущего, то может ли Он действительно отвечать на молитву? Ведь Он не может контролировать, что будет и в таком случае Он может только «стараться» ответить. К тому же, не зная будущего, может ли Бог определить для Себя, как Ему лучше отвечать на молитву, т.е. какой ответ на самом деле приведет к желаемому результату?50


3) Другие предполагаемые теории
Среди тех, кто верит, что Бог в действительности имеет все знания, предлагаются различные объяснения того, как это совместить с тем, что человек на самом деле имеет свободную волю и выбор. Одна из таких теорий называется «совместимой свободой». Согласно ей Бог устраивает такие ситуации и условия в жизни человека, что тому не остается ничего другого выбрать кроме того, что Бог уже предузнал.51 Но проблема в том, что такое вынужденное решение трудно назвать свободным выбором.

Лютеранский богослов Френсис Пайпер отстаивает агностический подход к Божьему всеведению, который состоит в том, что мы не знаем, как логически совместить две этого стороны вопроса. Он пишет: «Нам приходится либо присоединиться к Цицерону и отвергнуть непогрешимое и абсолютное Божье всеведение, либо стать стоиками и отрицать человеческую свободу и соответствующую ответственность. Но на основании Писания мы должны придерживаться и того, и другого, хотя в этой жизни мы не можем гармонизировать кажущееся противоречие». Хотя данная позиция не противоречит никакому библейскому учению, нам, все же, хочется каким-то образом получить более существенное разрешение данного вопроса.52

Наверное, самое лучшее решение состоит в том, что Божье предвидение не обязательно приводит к принуждению человека принять чуждое его воле решение. В защиту этой позиции выдвигается довод, что Бог знает Свои собственные будущие решения, но при этом данные решения все равно основаны на Его свободном выборе. Его предвидение Своих собственных решений не делает их вынужденными. Подобным образом, Его предвидение решений человека так же не делает их вынужденным. Нам известно, что Бог знает то, что могло бы быть, но это вовсе не означает, что оно обязательно осуществится. Выходит, что не все Божьи знания воплощаются в реальность. Это еще одно доказательство в защиту того, что Божьи знания не заставляют предузнанное Им произойти в действительности.53

Писатель Р. Наш выражает следующую мысль. Подобно тому, как наблюдение человеком некоторого события не является причиной того, что оно происходит, так и когда Бог со Своей точки зрения с вечности «смотрит» на все события в истории («прошлые», «настоящие» и «будущие» с нашей точки зрения), Его наблюдение их не является причиной того, что они осуществляются.54

Итак, можно смело утверждать, что когда человек принимает какое-либо решение, то он на самом деле проявляет свою свободную волю. Его решение определяется не Божьей волей, а его собственной волей. Тот факт, что Бог предузнал его выбор, никак не исключает возможности человека совершить свой собственный выбор.

Соответственно, в ответ на вопрос: «Сможет ли человек принять такое решение, которое будет отличаться от того, что предвидел Бог?», мы должны ответить: «Нет». Но такой ответ не обусловлен тем, что Своим предвидением Бог предопределил этот выбор, а тем, что человек просто не может принять другого решение, чем то, которое он уже принял. Принятие двух противоположных решений в одно и то же время – это логический абсурд.55

Некоторые выдающиеся богословы выступают защитниками позиции, что Бог точно знает будущее, но все же дает реальное место для свободы выбора человека. Приведем доводы некоторых из них. Френсис Пайпер пишет: «Божье всеведение распространяется на все без исключения, но оно не является эффективной причиной для осуществления того, что оно предузнало».56 Генри Тиссен пишет: «Будущие события не совершаются благодаря тому, что они были предвидены, но они были предвидены, потому что они непременно совершатся».57

Ходж говорит: «События определены с точки зрения факта их осуществления, но они свободны с точки зрения способа их осуществления».58 Шед говорит: «Всеведение касается Божьего понимания того, что будет происходить, но при этом оно никогда не навязывает человеку действовать именно таким образом».59 Наконец, Эриксон пишет: «Обычная формулировка арминианской позиции говорит, что мы не допускаем противоречия, если говорим, что, с одной стороны, Бог знает, что я буду делать, а с другой стороны, я свободно делаю все то, что определяется мной, а не Богом ».60




1Далее в Ветхом Завете опять встречается упоминание о Божьей мудрости в творении: «Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом» (Пр. 3:19); «Он сотворил землю силою Своею, утвердил вселенную мудростью Своею и разумом Своим распростер небеса» (Иер. 10:12) (см. Bloesch D. G. God the Almighty. – Downers Grove, IL: Intervarsity, 1995. – С. 120).

2Мюллер, Д. Т. Христианская догматика / Пер. с англ. К. Комаров. – Sterling Heights, MI: Фонд «Лютеранское наследие», 1998. – С. 198-9; Chafer L. S. Systematic Theology. – Dallas, TX: Dallas Seminary Press, 1947-1948. – Т. 1. – С. 193; Packer J. I. Concise Theology: A Guide to Historic Christian Beliefs. – Wheaton, IL: Tyndale House, 1993. – C. 31-32; Henry C. F. H. God, Revelation, and Authority. – Waco, Texas: Word Books, 1976-1983. – T. 5. – C. 268; Hodge C. Systematic Theology, 1897. – Т. 1. – С. 396-397; Strong A. H. Systematic Theology. – 1886. – C. 282; Pieper F. Christian Dogmatics. – St. Louis, MI: Concordia Publishing House, 1953.

3Мюллер, c. 198-199; Chafer, т. 1, с. 193.

4Мюллер, c. 198-199; Henry, т. 5, c. 268-270.

5Мюллер, c. 198-199; Chafer, т. 1, с. 193.

6См. Ис. 37:26-28; 41:25; 42:9; 44:7, 26-27; 45:21; 46:8-10; 48:3. Изобилие исполнившихся пророчеств, встречаемых в Ветхом Завете, тоже подтверждает Божьи совершенные знания будущего.

7Например, см. Ис. 37:26-28; 44:26-27.

8См. Boyd G. A. God Limits His Control // Boyd G. A., Craig W. L., Helseth P. K., Highfield R., Jowers D. W. – Grand Rapids, MI: Zondervan, Kindle Edition, 3967-4164; Erickson M. J. God the Father Almighty. – Grand Rapids, MI: Baker, 1998. – С. 108.

9Синодальный перевод, следуя Септуагинте, пишет так: «И после того, как она все это делала, Я говорил: "возвратись ко Мне"; но она не возвратилась». Но в еврейском тексте стоит не императив, а имперфект תָּשׁוּב. Правильный перевод таков: «И после того, как она все это делала, Я сказал, что она возвратится ко Мне, но она не возвратилась».

10Henry, т. 5, c. 268-269; Мюллер, c. 198-199; Strong, c. 282.

11Мюллер, с. 198-199; Тиссен, Г. К. Лекции по систематическому богословию / Под. ред. В. Д. Дерксена. – С.П.: Логос, 1994. – С. 81.

12Chafer, т. 1, c. 200; Shedd W., Thayer G., Gomes A. W. Dogmatic Theology. – 3rd ed. – Phillipsburg, NJ: P & R Pub., 2003. – С. 286-7; Duffield G. P. Van Cleave N. M. Foundations of Pentecostal Theology. – Los Angeles, CА: L.I.F.E. Bible College, 1983. – С. 71.

13Там же.

14Hodge, т. 1, с. 397.

15Strong, т. 1, с. 282.

16Грудем, с. 202.

17Pieper.

18Грудем, с. 200.

19Henry, т. 5, c. 270.

20Hodge, т. 1, с. 397.

21Craig W. L. God Directs All Things on Behalf of a Molinist View of Providence // Boyd G., Craig W. L., Helseth P. K., Highfield R., Jowers D. Four Views on Divine Providence. – Grand Rapids, MI: Zondervan, 2011. Kindle Edition, 1707-1715.

22Мюллер, с. 198-199; Тиссен, с. 81.

23Мюллер, c. 198-199; Henry, т. 5, c. 268-270.

24Грудем, с. 201.

25Мюллер, c. 198-199; Chafer, т. 1, с. 193.

26Hodge, т. 1, с. 398-400.

27Там же.

28Strong, с. 286.

29Henry, т. 5, c. 272.

30Эриксон М. Е. Христианское богословие. – С.П.: Санкт-Петербургский христианский университет, 1999. – С. 626-630.

31Грудем, с. 200.

32Henry, т. 5, c. 277; Strong, c. 283.

33Henry, т. 5, c. 276-277.

34Henry, т. 5, c. 282-283; Pieper.

35Nash R. H. The Concept of God. – Grand Rapids: Zondervan, 1983. – С. 72.

36Отмечено в Highfield R. God Controls by Liberating // Boyd G., Craig W. L., Helseth P. K., Highfield R., Jowers D. Four Views on Divine Providence. – Grand Rapids, MI: Zondervan, 2011. Kindle Edition, 2929-2934.

37Boyd, God Limits His Control, 3967-4139.

38Там же, 4127-4129.

39Там же, 4046-4052.

40Boyd G. A. Response to Paul Kjoss Helseth // Boyd G. A., Craig W. L., Helseth P. K., Highfield R., Jowers D. W. Four Views on Divine Providence. – Grand Rapids, MI: Zondervan, 2011, Kindle Edition, 1111-1114.

41Греческое слово σπεύδοντας, которое в Синодальном переводе переводится словом «желающим», буквально означает «торопить» (BDAG).

42Boyd G. A. Response to William Lane Craig // Boyd G. A., Craig W. L., Helseth P. K., Highfield R., Jowers D. W. Four Views on Divine Providence. – Grand Rapids, MI: Zondervan, 2011, Kindle Edition, 2563-2567.

43Отмечено в Jowers D. W. Conclusion // Boyd G. A., Craig W. L., Helseth P. K., Highfield R., Jowers D. W. Four Views on Divine Providence. – Zondervan, 2011, Kindle Edition, 4995-4997.

44Chafer, т. 1, с. 195.

45Boyd, God Limits His Control, 3938-3939.

46Henry, т. 5. - С. 278-9; Strong, с. 285.

47Chafer, т. 1, с. 195; Strong, с. 285.

48Отмечено в Craig W. L. Response to Gregory A. Boyd // Boyd G., Craig W. L., Helseth P. K., Highfield R., Jowers D. Four Views on Divine Providence. – Grand Rapids, MI: Zondervan, 2011, Kindle Edition, 4677-4679; Helseth P. K. God Causes All Things // Boyd G. A., Craig W. L., Helseth P. K., Highfield R., Jowers D. Four Views on Divine Providence – Zondervan, 2011, Kindle Edition, 742-745; Helm P. The Providence of God. – Downers Grove, IL: Intervarsity, 1993. – С. 207.

49Helseth, God Causes All Things, 714-717.

50Erickson, c. 91, 284-285.

51Эриксон, Христианское богословие, с. 298 и далее.

52Pieper.

53Shedd, с. 287; Strong, с. 284.

54Nash, с. 52-53.

55Henry, т. 5, с. 282; Pieper.

56Pieper.

57Тиссен, с. 82.

58Hodge, т. 1, с. 401.

59Shedd, с. 287.

60Erickson, с. 82.
скачать файл



Смотрите также:
Божье всеведение
286.4kb.
22-я неделя по Пятидесятнице
46.85kb.
Урок №10. Печать Божья Нельзя не удивиться, узнав о том, что у Бога есть особая печать, или знак, которым Он отличает Свой народ
49.64kb.