Главная страница 1
скачать файл



Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10»

г. Кандалакша Мурманской области

«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДЕНО»

МО учителей гуманитарного цикла Педагогический совет

Протокол № ___ от 30.08.2012

Протокол № ___ от 10.09.2012 Приказ № ____ от 31.08.2012

Директор МАОУ СОШ № 10

_____________ Л.Д. Рохинсон

Адаптированная образовательная программа

дополнительного образования детей культурологической направленности

«Интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?»

Форма организации образовательной деятельности – кружок

Возраст обучающихся – 11-13 лет

Срок реализации программы – 1 год


г. Кандалакша

2012 год
Программа интеллектуального клуба «Что? Где? Когда?»
Пояснительная записка.
Проблема воспитания молодежи актуальна всегда. Каждая эпоха требует активной и целенаправленной работы с подрастающим поколением. Чтобы воспитать всесторонне развитую личность необходимо разнообразить формы и методы работы направленные на развитие целостной личности, способной к интеграции в обществе.

Подростки зачастую самостоятельно не умеют организовать свое свободное время с целью развития в себе таких способностей как организаторские, интеллектуальные, коммуникативные и, в связи с этим, возникла необходимость создания программы, в которой бы сочетались разнообразные формы работы с подростками, направленные на развитие этих способностей.



Новизна и особенность данной программы состоит в обобщении и структурировании работы по развитию интеллектуальных, организаторских и коммуникативных способностей подростков через включение их в интеллектуальную досуговую деятельность не только как пассивных участников, а как активных организаторов всех интеллектуально – познавательных мероприятий через совместную деятельность взрослых и детей.

Работа в интеллектуальном клубе «Что? Где? Когда?» становится одним из средств преодоления кризисов и противоречий подросткового возраста, активного приобщения детей к самовыражению и самореализации в коллективной и индивидуальной деятельности.

Благодаря тому, что программа органически сочетает в себе лекции, практические занятия, социально-психологические тренинги, различные методики организации досуга детей, занятия в клубе пробуждают воображение и творческие силы.

Успешной организации образовательного процесса способствует курс тренингов, направленных на сплочение группы, на формирование доверия друг другу.

Данная программа рассчитана на работу с подростками 13 – 14 лет в течение 1 года (1 часа в неделю). В состав клуба входят обучающиеся девятых классов школы. Программа способствует развитию интеллектуальных, коммуникативных, организаторских способностей и навыков межличностного и делового общения.

Цель программы: выявление и развитие интеллектуальных, коммуникативных и организаторских способностей подростков посредством включения их в интеллектуально – познавательную деятельность для активной социализации в обществе.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:



Воспитательные:

• формирование положительных эмоций, благоприятного психологического климата в процессе досуговой деятельности и межличностного общения;

• придание досуговой деятельности развивающий и воспитывающий характер;

• формирование ценностного отношения к интеллекту;

• приобщение подрастающего поколения к истинным культурным ценностям.

Обучающие:

• обучение подростков разработке и организации интеллектуально – познавательных игр, конкурсов, викторин;

• обучение подростков организовывать и проводить интеллектуально – познавательные игры и конкурсные программы;

• обучение подростков умению анализировать свою деятельность;

• создание условий для самореализации личности на основе индивидуального и дифференцированного подхода, через включение в активную социально-досуговую деятельность.

Развивающие:

• развитие организаторских способностей, коммуникативных умений и навыков межличностного и делового общения;

• развитие навыков поисково–исследовательской деятельности подростков;

• создание условий для развития творческих и познавательных способностей и индивидуальных наклонностей.



Здоровьесберегающие:

• создание условий для развития гармоничной личности;

• приобщение к здоровому образу жизни.
Программа адаптирована к условиям образовательного процесса данного учреждения. Для реализации программы в образовательном учреждении есть все возможности, чтобы развивать интеллектуальные способности обучающихся.

Учебно-тематический план на учебный год.


п/п

Содержание

Количество часов







теория

практика

всего



Вводное занятие. История игры «Что? Где? Когда?». Кодекс членов клуба «Что? Где? Когда?»

2

-

2



Определение интеллекта

1

3

4



Магия интеллекта

1

8

9



Виды вопросов

7

8

15



Развитие навыков игры в «Что? Где? Когда?»

-

18

18

ИТОГО







33



Методическое обеспечение программы:

Формы, методы и приемы работы:

1. Формы:

— фронтальная,

— групповая,

— работа в парах,

— работа в малых группах,

— дифференцированно – групповая,

— индивидуальная.

2. Методы и приемы:

— словесные (рассказ, беседа),

— наглядные (иллюстрация, демонстрация),

— практические,

— индуктивные и дедуктивные,

— объяснительно – иллюстративные,

— частично поисковые,

— эвристические,

— исследовательские,

— игры, конкурсы, викторины,

— тренинги,

— дискуссии,

— работа с литературой.

Дидактический материал:

— подборка литературы с различными вопросами,

— методические пособия с ребусами, кроссвордами, анаграммами, скэрвордами и пр.,

— раздаточный и наглядный материал к играм и конкурсам (карточки с цифрами, лепты и т.д.),

— подборка творческих конкурсов,

— подборка тестов, направленных на развитие интеллекта.



Техническое оснащение:

— ТСО (компьютер, видеоаппаратура, телевизор, проектор, магнитофон),

— кабинет для занятий с активом,

— актовый зал для проведения городских игр.


Ожидаемый конечный результат.

  • Повышение интеллектуального уровня подростков, посредством включения их в интеллектуально – познавательную деятельность.

  • Повышение культуры общения в коллективе, сплочение коллектива.

  • Умение правильно, корректно составить вопрос к игре, конкурсу, викторине.

  • Умение подростков организовать и провести интеллектуально – познавательную игру, викторину, конкурсную программу.

  • Умение анализировать мероприятие (общий ход и качество своего участия в общем деле).

  • Участие в городских играх «Что? Где? Когда?»

Используемая литература.

Для педагога:

1. Будем работать вместе: Программа деятельности детских и подростковых организаций / Авт. – сост. Волхов А.В. – М., 1996.

2. Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. – М., 1995.

3. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.

4. Выбираем свой путь: Программа деятельности детских и подростковых организаций / Авт. – сост. Волхов А.В. – М., 1992.

5. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Книга о хорошей речи. – М., 1997.

6. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. – М.: Сентябрь, 1996.

7. Ершова А.П. Театральные занятия на уроках в школе. – М., 1992.

8. Журнал «Внешкольник» - подборка за 2000 – 2003 г.г.

9. Журнал «Воспитание школьников», - № 2, 2002.

10. Журнал «Классный руководитель», - № 5, 2000; № 3, 2002; № 2, 1988 и др.

11. Журнал «Пед. Совет» и «Последний звонок» / Все о интеллектуальных играх.

12. Зарецкая И.И. Профессиональная культура педагога, - М., 2002.

13. Караковский В.А Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования. – М. 1992.

14. Козлянинова И.П., Чарели Э.М. Тайны нашего голоса. – Екатеринбург, 1992.

15. Лутошкин А.М. Как вести за собой. – М, 1981.

16. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; под ред. Р.И. Аванесова. – М., 1999.

17. От интереса к мастерству. Серия РОСТ, - № 2, 2000.

18. Программа диско клуба. / Сост. Обухова С.Д., - Киров, 1999.

19. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя, - М., 1991.

20. Энциклопедия психологических тестов в 3 т. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2000.


Для воспитанников:

1. Афанасьев С.П. Что делать с детьми в загородном лагере.- М., 1994.

2. Афанасьев С.П., Коморин С.В. Триста творческих конкурсов – Кострома, 2000.

3. Винокурова Н. Магия интеллекта или книга о том, когда дети бывают умнее, быстрее, смышленее взрослых. – М., 1994.

4. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. Кипарис: Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе. – М., 2004.

5. Гурин Ю.В. Море чудес и другие игры на бумаге. – СПб.: ИЧП фирма «Кристалл», 1998.

6. Ершов П.П. Технология актерского искусства. – М., 1992.

7. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки /Под. ред. М.К. Потапова. – М.: Наука, 1987.

8. Коган М.С. От игры к знаниям: Методические рекомендации в помощь учителю. – Новосибирск: НИПКиПРО, 1996.

9. Мастерская вожатого. Руководство для начинающих и опытных. / Под ред. Е.А. Левановой. – М., 2003.

10. Микалко Майкл Тренинг интеллекта, - СПб.: Питер, 2001

11. Мы из КИДа. Из опыта работы Безбородовой О.С. – Волгоград, 2000.

12. Проверьте свои знания: Энциклопедия. В 10 т. / Сост. Н.Л. Вадченко. – Д.: Сталкер, 1997.

13. 126 эффективных упражнений по развитию вашей памяти. – М.: Эйфос, 1994.



Календарное планирование

интеллектуального «Что? Где? Когда?»

(2 группы в неделю – 2*33=66ч.)




№ п/п

Тема занятия

Количество часов

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (2 ч.)



Кодекс члена клуба «Что? Где? Когда?» Правила игры

1



История телеигры «Что? Где? Когда?»

1

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА (4 ч.)



Что такое «интеллект»? Его составляющие

1



Три кита эффективного интеллекта

2



Измерение интеллекта. Черты высокого интеллекта.

1

МАГИЯ ИНТЕЛЛЕКТА (9 ч.)



Организация команды. Распределение командных ролей

1



Тренинг на командообразование

1



Подготовка пакета вопросов для тренировки

1



Тренировочное занятие

1



Интеллектуальные игры на бумаге

3



Игры на развитие логического мышления

2

ВИДЫ ВОПРОСОВ (15 ч.)



Основы интеллектуальной разминки

1



Виды вопросов. Общие вопросы.

1



Тренировочное занятие

1



Виды вопросов. Мультимедийный вопрос

1



Тренировочное занятие

1



Виды вопросов. Предмет

1



Тренировочное занятие

1



Виды вопросов. Чёрный ящик

1



Тренировочное занятие

1



Виды вопросов. Тринадцатый сектор

1



Тренировочное занятие. Подготовка к чемпионату

1



Виды вопросов. Решающий раунд

1



Тренировочное занятие

1



Виды вопросов. Сектор «Суперблиц»

1



Тренировочное занятие

1

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ИГРЫ В «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» (18 ч.)



Тренировочное занятие

2



Участие в зональном чемпионате (юниоры)

2



Участие в чемпионате (основной состав)

2



Известные игроки. Тренировочное занятие.

1



Знатоки-обладатели Хрустальной совы

1



Тренировочное занятие

1



Участие в зональном чемпионате

2



Версии игры «Что? Где? Когда?» в других странах

1



Игра «Что? Где? Когда?» среди обучающихся 9-х классов

2



Игра «Что? Где? Когда?» среди обучающихся 10-х классов

2



Игры победителей 9-10 классы

1



Игры победителей 9-11 классы

1

Итого: 33 часа
скачать файл



Смотрите также:
Адаптированная образовательная программа дополнительного образования детей культурологической направленности
105.28kb.
Муниципальное задание на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования детей «Пономаревский Дом детского творчества»
123.06kb.
«Олимпиадное программирование. Дискретная математика»
211.43kb.
Основная образовательная программа начального общего образования моу оош ст. Ново Осетинской
4083.37kb.
Козловского района чувашской республики
388.42kb.
«Советский» Л. С. Скопинцевапла н
165.35kb.
Дополнительного образования детей города Торжка
23.21kb.
Основная образовательная программа начального общего образования
9609.49kb.
Пояснительная записка цель и задачи программы дополнительного образования «Азбука вокального пения Актуальность. Ведущие теоретические идеи, принципы и технологии программы дополнительного образования «Азбука вокального пения»
346.51kb.
Учебный план дополнительного образования детей в государственном образовательном учреждении города Москвы средней общеобразовательной школе №862 на 2012 – 2013 учебный год
730.95kb.
Марафона, отвечали на вопросы по истории и географии Кузбасса
15.88kb.
Образовательная программа «Предмет фортепиано»
108.66kb.