Главная страница 1
скачать файл

А я делаю так! (Мои методические находки)

Представляю проект «По горьковским местам… Заочная экскурсия в литературно-мемориальный музей детства А.М.Горького «Домик Каширина»

Мы с учащимися были на экскурсии в Нижнем Новгороде, посетили литературно-мемориальный музей детства А.М.Горького «Домик Каширина». Учащимися 6 класса был создан видеоролик, представляющий собой виртуальную экскурсию в музей детства А.М.Горького «Домик Каширина». Данный видеоролик можно использовать при подготовке уроков литературы по изучению творчества А.М.Горького в 7 классе.

Проект подготовлен учащимися 6 класса Б Никитиной Еленой, Павловой Анастасией. Руководитель Романова Н.Ю.



Содержание.

  1. Введение. Почему нас заинтересовала эта тема?

  2. Литературно-мемориальный музей детства А.М.Горького "Домик Каширина".

  1. Биографические сведения.

  2. Анализ повести Горького «Детство».

  3. Литературно-мемориальный музей детства А.М.Горького "Домик Каширина". Из истории образования музея.

  4. Заочная экскурсия.

  1. Заключение.

  2. Список использованной литературы



  1. Введение. Почему нас заинтересовала эта тема?

В этом году мы с классом ездили на экскурсию в Нижний Новгород. Нижний Новгород — родина многих знаменитых людей: механика-самоучки И. П. Кулибина, математика Н. И. Лобачевского, композитора М. А. Балакирева, писателя П. И. Мельникова-Печерского; биолога С. С. Четверикова, ученого в области вычислительной техники С. А. Лебедева, актера Е. А. Евстигнеева, а также писателя М. Горького.

Экскурсия оказалась очень интересной и полезной. Мы осматривали памятники архитектуры, побывали в планетарии и доме-музее А.М.Горького. Небольшой, ничем не примечательный домик, состоящий из пяти комнат, произвел на нас сильное впечатление. Очень понравился рассказ экскурсовода о детстве Максима Горького и его окружении. Поразила атмосфера, которая царила в доме будущего писателя, строгость деда, жесткость и даже жестокость дядьев. Вместе с тем заинтересовались мы обстановкой дома, интересно было окунуться в доме начала XX века. Чтобы рассказать об этом необычном месте, у нас родилась идея создания фильма, посвященного домику писателя.



Цель проекта - привлечь внимание учащихся к творчеству А.М.Горького, расширить представление о детских годах писателя.

Для достижения поставленной цели в проекте решаются следующие задачи:



  1. Изучение литературы, связанной с детскими годами писателя.

  2. Подбор фотографий, иллюстраций.

  3. Составление фильма «Заочная экскурсия в литературно-мемориальный музей детства А.М.Горького "Домик Каширина".

Актуальность данной работы состоит в том, что материалы этого проекта могут

быть использованы на уроках литературы, посвященных творчеству А.М.Горького, а также будут интересны людям, интересующимся творчеством этого писателя.



  1. Литературно-мемориальный музей детства А.М.Горького "Домик Каширина".



  1. Биографические сведения.

Максим Горький (наст. имя Алексей Максимович Пешков) [16 (28) марта 1868, Нижний Новгород — 18 июня 1936, Горки под Москвой], русский писатель, публицист, общественный деятель. Одна из ключевых фигур литературного рубежа 19-20 столетий (т. н. «Серебряного века ») и советской литературы.

Отец, Максим Савватиевич Пешков (1840-1871) — сын солдата, разжалованного из офицеров, столяр-краснодеревщик. В последние годы работал управляющим пароходной конторой, умер от холеры. Мать, Варвара Васильевна Каширина (1842-1879) — из мещанской семьи; рано овдовев, вторично вышла замуж, умерла от чахотки. Детство писателя прошло в доме деда Василия Васильевича Каширина, который в молодости бурлачил, затем разбогател, стал владельцем красильного заведения, в старости разорился. Дед обучал мальчика по церковным книгам, бабушка Акулина Ивановна приобщила внука к народным песням и сказкам, но главное — заменила мать, «насытив», по словам самого Горького, «крепкой силой для трудной жизни» («Детство»).

Настоящего образования Горький не получил, закончив лишь ремесленное училище. Жажда знаний утолялась самостоятельно, он рос «самоучкой». Тяжелая работа (посудник на пароходе, «мальчик» в магазине, ученик в иконописной мастерской, десятник на ярмарочных постройках и др.) и ранние лишения преподали хорошее знание жизни и внушили мечты о переустройстве мира.


  1. Анализ повести Горького «Детство».

Повесть «Детство» была написана Горьким в …… Это первая часть трилогии «Детство», «В людях», «Мои университеты».

Особенностью повести является то, что она автобиографическая. Горький рассказывает нам о своем детстве, впечатлениях, чувствах, о своем восприятии событий. Повесть написана от первого лица, Алеша Пешков - и герой, и повествователь.

Первая глава знакомит нас с Алешей, его бабушкой и мамой, которые едут в Нижний Новгород к семье матери. Только горе, случившееся в семье, заставило мать взять сына и поехать к отцу и братьям, поэтому и едет она грустная, погруженная в свои мысли, будто вспоминая и предчувствуя нелегкую, полную злобы и зависти, жизнь у отца. Увидев родные пейзажи, мать только «хмуро улыбалась», в отличие от бабушки.

Бабушка - особый, светлый, теплый человек. Повидав в жизни гораздо больше горя и слез, рядом с таким человеком как дед, она сохранила неугасимый оптимизм, силу и радость жизни: дорога в Нижний Новгород - пусть короткое, но счастье, возможность отвлечься от того, что ждет ее дома. Потому и светится она радостью при виде ясного неба, золотой осени, широких, просторных берегов Волги:

- Ты гляди, как хорошо-то! - ежеминутно говорит бабушка, переходя от борта к борту, и вся сияет, а глаза у нее радостно расширены.

Часто она, заглядевшись на берег, забывала обо мне: стоит у борта, сложив руки на груди, улыбается и молчит, а на глазах слезы…

… - Это, милый, от радости да от старости, - говорит она улыбаясь…

Для Алеши дорога - путь к чему-то новому, неизведанному, но обязательно прекрасному.

Однако надеждам Алеши не суждено было сбыться: семья, встречающая их, или «неуемное племя», как назвала их бабушка, не понравились Алеше:

…И взрослые, и дети - все не понравились мне, я чувствовал себя чужим среди них, даже и бабушка как-то померкла, отдалилась…

«Свинцовыми мерзостями» назвал автор то, чем жила семья Кашириных. В основе отношений семьи лежала злоба и зависть, как говорил мастер Григорий Иванович: «Каширины, брат, хорошего не любят, они ему завидуют, а принять не могут - истребляют!»

Братья завидуют сестре Варваре, матери Алексея, что она получит приданное, закатывают безобразную драку между собой, что даже дед взывает их вспомнить, что они «родная кровь», а бабушка воя просит Пресвятую Богородицу «вернуть разум детям…». Зло, исходящее от братьев, переходит и на их детей; пользуясь их неразумностью, отцы подговаривают их на низости и подлости (вспомните историю с наперстком), да и сами дети готовы донести, обидеть для того, чтобы выгородить себя (вспомните историю со скатертью).

Яков и Михаил завидуют и Цыганку за его ловкость, лихость, понимают, что с кем останется Цыганок, у того и мастерская лучшая будет, поэтому и относятся к нему по-другому:

…Дядья обращались с Цыганком ласково, дружески и никогда не «шутили» с ним, как с мастером Григорием…

И опять проявляется их подлость: «шутили» они только с людьми слабыми, которые не могли им ответить: Григорий Иванович был почти слеп, жена дяди Якова умерла за то, что была лучше его, и только напившись, дядя льет по жене пьяные слезы. Крест, который купил он для жены, дав фальшиво-наигранный обет нести его до кладбища на плечах своих, является причиной гибели Цыганка - именно на его плечах нес дядя Яков крест, лишь помогая ему, и трусливо отпрыгнув, когда тот придавил Ивана.

Для таких людей не было ничего святого. Обратившись к концу повести, мы видим, что в этой семейной войне нет, да и не могло быть победителей: полный крах и разорение, нищета и скопидомство:

…высыплет чаинки на ладонь себе и, аккуратно пересчитав их, скажет:

У тебя чай-то мельче моего, значит - я должен положить меньше, мой крупнее, наваристее…

Автор не скрывает сцен, происходящих в семье, никак не красивших его детство, напротив, он показывает нам, чего надо опасаться, избегать, уничтожать:

…Это та правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать ее из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной.

И есть другая, более положительная причина, понуждающая меня рисовать эти мерзости. Хотя они и противны, хотя и давят нас, до смерти расплющивая множество прекрасных душ, - русский человек все-таки настолько здоров и молод душою, что преодолевает и преодолевает их…

Но есть в повести и другая жизнь, другие люди - достойные, сильные, добрые, о которых автор сказал:

«Не только тем изумительна жизнь наша, что в ней плодовит и жирен пласт всякой скотской дряни, но тем, что сквозь этот пласт все-таки победно прорастает яркое, здоровое и творческое, растет доброе - человечье, возбуждая несокрушимую надежду на возрождение наше к жизни светлой, человеческой…».

Бабушка Алеши, Акулина Ивановна, поражает своим оптимизмом, сохранившимся при такой жизни. Для Алеши она была другом, самым близким сердцу:

…разбудила, вывела на свет ее бескорыстная любовь к миру, обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни…

Ее слова были для Алеши цветами, которые укоренялись в памяти его, глаза светились «неугасимым, веселым и теплым светом».

Бабушка была одарена и талантлива: ее сказки вливали в душу силу, нравились не только внуку, но и бородатым матросам на пароходе, и Хорошему Делу, расчувствовавшемуся до слез, ее танец завораживал и утешал.

Перечитайте сцену пожара. В то время как дед сидел и тихо выл, а дядя Яков уже ябедничал на брата, бабушка отдавала распоряжения по дому, бросалась в горящую избу за бутылью опасного купороса, деду и Якову лишь оставалось бегать за ней, как растерявшимся детям, и вслушиваться в ее указания. Обезумевший от страха и огня конь становился смирным и успокаивался, когда видел ее рядом:

…Мышонок, втрое больший ее, покорно шел за нею к воротам и фыркал, оглядывая ее красное лицо…

Даже дед при всей его скупости на хорошее, восхищался и видимо гордился ею:

- Бабушка-то как, а? Старуха ведь… Бита, ломана… То-то же! Эх вы…

Все тянулись к бабушке как к опоре, готовой всегда помочь, понять, утешить.

Добрым, веселым, простодушным и ловким был Цыганок, словно появившийся из бабушкиных сказок, готовый помочь, утешить, развеселить. Характер его был, как его танец - такой же горящий, переливающийся и яркий.

Непонятным, пугающим и не таким, как все, был жилец Хорошее Дело - одинокий, добрый и мудрый человек, к которому потянулся Алеша и за которого искренне переживал, когда дед все-таки выселил его.

После смерти людей, которые были для Алеши близкими, любимыми и родными, по настоянию деда, мальчик уходит из дома «в люди», унося с собой все то хорошее и доброе, что успели вложить в него эти люди.


  1. Литературно-мемориальный музей детства А.М.Горького "Домик Каширина". Из истории образования музея.

Литературно-мемориальный музей детства А.М.Горького "Домик Каширина" был открыт 1 января 1938 года в бывшем доме деда (по линии матери) В.В.Каширина на Успенском съезде (ныне Почтовом), где с августа 1871 по весну 1872 года жил Алеша Пешков - будущий писатель Максим Горький.
Инициатором и автором создания музея был Федеор Павлович Хитровский - великолепный знаток быта старого Нижнего Новгорода, краевед, журналист, работавший в былые годы вместе с А.М.Горьким в газете "Нижегородский листок". Впоследствии первый директор музея.

В 1936 году приступили к реставрации дома, который к тому времени, сменив несколько хозяев, полуразрушенный стоял среди поваленных заборов и старых сараев.



Дом, в котором сейчас располагается музей, принадлежал деду писателя по линии матери - нижегородскому ремесленнику-красильщику Василию Васильевичу Каширину. Сюда 3-х летний Алеша Пешков с матерью Варварой Васильевной приехал в конце августа 1871 года из Астрахани, где умер от холеры его отец Максим Савватиевич.

Дом окружен небольшим двором с красильней, амбаром, каретником и состоит из 4-х комнат и подклети, в которых располагалась семья из 16 человек. В комнатах восстановлена подлинная обстановка семьи Кашириных. Кажется, будто ни время, ни люди ничего не изменили в этом доме. Даже вокруг него все выглядит так, как было более 100 лет назад.
В экспозиции музея представлены подлинные предметы того времени,
40% из них - мемориальные, принадлежащие семье Кашириных, остальные подобраны как типичные для бытового обихода мещанской среды второй половины XIX века.
Каждый предмет в музее связан с определенным событием из жизни маленького Алеши, описанной А.М.Горьким в повести "Детство".


  1. Заочная экскурсия.

Двор небольшой, окружен высоким дощатым забором с гвоздями поверху "против воров". К забору приставлен огромный дубовый крест. Он напоминает о печальных событиях в семье Кашириных. Таким крестом был задавлен насмерть приемный сын Кашириных работящий, добрый, веселый Ваня - Цыганок.

Двор у Кашириных был типично промысловым. Весь завешан мокрыми крашеными тряпками, заставлен чанами с разноцветной водой. Здесь круглый год кипела работа под руководством старого мастера Григория. Красильня обеспечивала безбедное существование многочисленной семье Кашириных. Крестьяне приносили в окраску домотканые холсты, пряжу. Нередко Василий Васильевич Каширин находил и крупные заказы - подживлял купцам выгоревшие на солнце товары.


http://www.museum.nnov.ru/danco/images/i.gif В красильне работали сами Каширины, мастер Григорий, Цыганок и работники, нанимаемые на время больших заказов. Алеша любил приходить в красильню, чтобы поговорить с Григорием.

Рядом с красильней - амбар и каретник. В амбаре хранилась хозяйственная утварь: сундуки, дорожные корзины, бутыли с краской, конская упряжь, а в каретнике у яслей с сеном стоял Шарап - единственная лошадь Кашириных, любимец бабушки. Большое хозяйство и красильня требовали много воды: воду возили на лошади в бочке из ближайшего оврага с Гремячьего ключа

В нижней части дома, в так называемой "подклети" или "черной" рабочей избе, по возвращении с сыном из Астрахани поселилась Варвара Васильевна Каширина-Пешкова вдали от постоянных ссор и косых взглядов братьев.

Подклеть обставлена как жилое помещение, достаточно просторное, с русской печью, нарами вместо кровати, широкими лавками вдоль стен, с глиняной да медной утварью в стряпном углу.



Кухня - самое большое помещение в доме. Именно здесь собиралась вся семья за трапезной и в часы досуга, ссорились дядья Алеши Яков и Михаил из-за наследства, играли дети, устраивались редкие праздники, здесь умирал Ванюша - Цыганок, загубленный злобой сыновей Каширина.
По устройству кухня напоминает старинную русскую избу. Каждый угол на кухне имеет свое назначение и название: рядом с печью - бабий кут или стряпной угол, где хозяйничали женщины. В красном по обычаю - старинный киот с иконами. Рядом большой обеденный стол, за которым и ели, и работали вечером при свете сальных свечей. Справа у стены - низкая широкая лавка. На такой лавке дед сек розгами провинившихся за неделю внуков. Розги - ивовые прутья - мокли в лохани у печки.

Каширины обедали по-старинному. За стол садились по старшинству: сначала дед, потом сыновья, работники. Женщины и дети столовались отдельно. Домостроевская зависимость всех от главы семьи соблюдалась и в еде. Каждое очередное блюдо начинал дед, а хлебать щи с мясом не разрешалось, пока он не постучит своей ложкой по краю чаши или скажет: "Тащи со всем!".

Небольшую комнату по праву старшинства занимал и Михаил с семьей. Обстановка этой комнаты передает колорит быта типичного для мещан второй половины XIX века: в соответствии с городской модой стены оклеены обоями, дощатый пол покрашен, побелен потолок. На столе у окна - самовар с чайной посудой, штоф, рюмки (как знак того, что бутылка не сходила со стола ремесленника Михаила Каширина). В этой комнате, как и на кухне, приходилось Алеше Пешкову наблюдать жизнь "неумного племени", когда все обиды и недовольства вымещались на самых слабых и беззащитных, таких как кроткая тетка Наталья, первая жена Михаила, забитая им до смерти.

Светлая, "парадная" комната деда обставлена в соответствии со вкусами хозяина, человека тщеславного, мелочно кичившимся своим добром, нажитым ценой тяжелого труда. В его комнате собраны самые лучшие вещи: "дорогая" в горке, ковровая скатерть на овальном столе, иконы в богатых окладах, диван из карельской березы, в углу под иконами - шкатулка-укладка, в которой дед Каширин хранил деньги и ценные бумаги. На столе - книга "Христианский памятник", изданный в 1841 году, свод ежедневных правил мещанской жизни. Бывший бурлак Василий Васильевич Каширин был грамотным, он и Алешу учил читать по псалтыри и часослову.

Эта маленькая и уютная комната почти вся занята вещами. Большую часть занимает широкая кровать с пуховой периной, с тяжелым одеялом и горой подушек. В правом углу около небольшого оконца - киот с каширинскими иконами, где день и ночь горит неугасимая лампада. В бабушкиной комнате, наполненной особой атмосферой сердечной теплоты и ласки, маленький Алеша слушал чудесные песни и сказки Акулины Ивановны, постигал народную мудрость и поэтическую красоту русского слова Бытовой музей детства А.М.Горького представляет собой яркую иллюстрацию автобиографической повести "Детство".

Весной 1872 года после раздела наследства большая семья Кашириных разъехалась. Алеша Пешков в дом на Успенском съезде больше не возвращался. Осталась только память о той "невыразимо странной жизни", где перемешалось все: доброта и злоба, грязь и красота, жестокость и милосердие, любовь и ненависть, здесь же жила и вера в мудрость и труда, в неисчерпаемую силу человека



Ш. Заключение

«Чтобы почувствовать писателя, как говорят, «до конца», надо побывать в местах, где он родился.

Ушло в прошлое горьковское время. Сохранились немногие вещи, письма, рукописи – это бесценные реликвии. Хранят следы писателя, его страдания, мысли, чувства улицы и дома, где он жил, сады и парки. Многое бесследно исчезло или переменилось до неузнаваемости.

Но, следуя за мыслью Д.С. Лихачёва, мы уверены в том, что «память противостоит уничтожающей силе времени. Благодаря памяти прошедшее входит в настоящее и будущее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединенным с прошедшим. Память – преодоление смерти. В этом величайшее нравственное значение памяти».

Совершая заочное путешествие по Нижнему Новгороду, мы невольно представляли, что по этим же неровным улицам когда-то проходил маленький Алеша, и история , описанная в автобиографии, становилась реальностью.

Прошло уже более ста лет, с тех пор как в этом небольшом домике поселился первый советский писатель, но интерес к его биографии, к местам, связанным с его жизнью и творчеством, не пропадает. Поток туристов не становится меньше. Мы надеемся, что наша заочная экскурсия заинтересует вас и поможет ярче представить и самого писателя, и его эпоху.



Использованная литература.

  1. А.М.Горький. Повесть «Детство»

  2. Литература. 7 класс. Учебник в 2 ч.  Меркин Г.С.

  3. Музей детства А.М.Горького («Домик Каширина») http://vrm.museum.ru/M1888

http://yadi.sk/d/2AO8-7XaHu5NM - ссылка на видеоролик
скачать файл



Смотрите также:
А я делаю так! (Мои методические находки) Представляю проект «По горьковским местам… Заочная экскурсия в литературно-мемориальный музей детства А. М. Горького «Домик Каширина»
127.96kb.
Симферопольская и крымская епархия алуштинский городской совет алуштинский литературно-мемориальный музей с. Н. Сергеева-ценского
180.74kb.
Литература по кубановедению: Трехбратов Б. А. История Кубани с древнейших времен до конца ХVIII века. Краснодар: оипц «Перспективы образования»
31.37kb.
Построил заяц себе домик. Хоть и маленький, а хороший: с крышей, с окнами, с дверью и даже со столом и лавками
21.96kb.
Самарский областной историко-краеведческий музей имени П. В. Алабина
15.3kb.
Викторина «Из истории космонавтики». Игра «Космический алфавит». Игра «Поле чудес». Заочная экскурсия по байконуру
58.83kb.
Углубление литературно краеведческих знаний учащихся на основе изучения литературного наследия Алтайских писателей
55.36kb.
Дмитрий Василевский. Дополнение к статье «Проект феноменологии соучастия: через вещи к словам. Литературно-философский опыт постижения»
906.4kb.
Музейное объединение «Музей Москвы» Архитектурный комплекс «Провиантские магазины»
413.64kb.
Вся территория страны изобилует бесценным наследием Древнего Египта. Одной из наиболее ярких достопримечательностей являются пирамиды Хеопса, Сфинкс Гизы, уникальный Египетский музей, Храмы Луксора и Карнака
30.64kb.
Джеймс Аллен михаэль шумахер номер один
3946.31kb.
Занятие 17 «Проект Кроссворд на Visual Basic» Проект
119.96kb.