Главная страница 1страница 2 ... страница 8страница 9
скачать файл



ПЕРМСКИЙ КРАЙ

ЗАКОН

13 января 2009 года N 378-ПК
О КРАЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ И ГАРМОНИЗАЦИИ

НАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ НАРОДОВ ПЕРМСКОГО КРАЯ НА 2009-2013 ГОДЫ
Принят

Законодательным Собранием

Пермского края

18 декабря 2008 года


(в ред. Закона Пермского края от 30.06.2009 N 468-ПК,

с изм., внесенными Законами Пермского края

от 23.12.2008 N 374-ПК (ред. 01.07.2009),

от 17.12.2009 N 560-ПК, от 16.12.2010 N 726-ПК)
Статья 1. Утвердить краевую целевую Программу развития и гармонизации национальных отношений народов Пермского края на 2009-2013 годы (прилагается).
Статья 2. Объем финансирования краевой целевой Программы развития и гармонизации национальных отношений народов Пермского края на 2009-2013 годы определять ежегодно при формировании краевого бюджета отдельной строкой.
Статья 3. Контроль за реализацией Программы осуществляется в соответствии с законодательством.
Статья 4. Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования.
Губернатор

Пермского края

О.А.ЧИРКУНОВ

Приложение

к Закону

Пермского края



от 13.01.2009 N 378-ПК
КРАЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ И ГАРМОНИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ НАРОДОВ

ПЕРМСКОГО КРАЯ НА 2009-2013 ГОДЫ
(в ред. Закона Пермского края от 30.06.2009 N 468-ПК)
ПАСПОРТ КРАЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ


Наименование Программы

Краевая целевая Программа развития и гармонизации национальных отношений народов Пермского края на 2009-2013 годы (далее - Программа)

Основание разработки Программы

Закон Пермской области от 05.02.2003 N 620-120 "Об областных целевых программах", Указ губернатора Пермской области от 27.06.2003 N 122 "Об утверждении Порядка разработки и реализации областных целевых программ", Постановление Законодательного Собрания Пермского края от 20.11.2008 N 1155 "О концепции краевой целевой Программы развития и гармонизации национальных отношений народов Пермского края на 2009-2013 годы"

Государственный заказчик Программы

Администрация губернатора Пермского края

Основной разработчик Программы

Администрация губернатора Пермского края (департамент внутренней политики)

Руководитель Программы

Руководство Программой осуществляет руководитель администрации губернатора Пермского края

Исполнители Программы

Администрация губернатора Пермского края (департамент внутренней политики), Министерство культуры и массовых коммуникаций Пермского края, Министерство образования Пермского края, Агентство по спорту и физической культуре Пермского края

(в ред. Закона Пермского края от 30.06.2009 N 468-ПК)

Участники Программы

Образовательные и научные учреждения, учреждения культуры, национальные и другие общественные объединения, творческие коллективы, учреждения физической культуры и спорта

(в ред. Закона Пермского края от 30.06.2009 N 468-ПК)

Цели Программы

Объединение усилий всех звеньев системы власти, научных, образовательных, культурных учреждений, общественных национальных и других объединений для обеспечения стабильного позитивного развития сферы межэтнических отношений в Пермском крае

Задачи Программы

Обеспечение для представителей этнических сообществ Пермского края равных возможностей для изучения родных языков, доступа к этнокультурным ценностям, участия в этнокультурных проектах и акциях;

оптимизация инфраструктуры национальной сферы с целью создания условий для удовлетворения этнокультурных потребностей представителей разных народов, проживающих в крае;

обеспечение сохранения стабильной этнополитической ситуации и недопущение социальных конфликтов на межэтнической почве;

повышение качества услуг в сфере межэтнических отношений, предоставляемых многонациональному населению края;

обеспечение сохранения, развития и популяризации лучших образцов национальных культур, народного творчества как основы развития культурно-исторического наследия Пермского края;

разработка и внедрение в повседневную практику системы мер раннего учета и предупреждения этнического экстремизма и межэтнических конфликтов, инновационных технологий по формированию толерантности в пермском региональном сообществе;

создание условий для культивирования традиционных народных видов спорта с целью пропаганды здорового образа жизни среди населения края;

повышение квалификации кадров и активизация информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти и местного самоуправления Пермского края, культурных, образовательных и научных учреждений, творческих коллективов, учреждений физической культуры и спорта, национальных общественных объединений по вопросам реализации государственной национальной политики в крае



Сроки реализации Программы

С 2009 по 2013 год

Этапы реализации Программы

1-й этап (2009 г.) - разработка и апробация новых механизмов и технологий реализации Программы, продвижение межведомственных пилотных проектов по совершенствованию реализации приоритетных направлений, укреплению этнокультурного взаимодействия городских округов и муниципальных районов края;

2-й этап (2010-2011 гг.) – аналитический мониторинг результатов реализации 1-го этапа Программы, оптимизация координации региональной национальной политики с учетом современных тенденций развития;

3-й этап (2012-2013 гг.) - выход на качественно новый уровень развития этнокультурных процессов Пермского края, внедрение в практику межэтнического общения разработанных и апробированных позитивных социальных практик и методик, определение перспектив, тиражирование результатов. Экспертиза реализации Программы


Общая стоимость Программы с расшифровкой по годам и источникам финансирования

Объем финансирования мероприятий Программы составляет 68730 тыс. рублей, в том числе по годам:

2009 г. (1-й этап) - 10506 тыс. рублей,

2010 г. (2-й этап) - 13206 тыс. рублей,

2011 г. (2-й этап) - 14305 тыс. рублей,

2012 г. (3-й этап) - 15107 тыс. рублей,

2013 г. (3-й этап) - 15606 тыс. рублей.

Источник финансирования - бюджет Пермского края


Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Реализация Программы обеспечит:

1. Минимизацию рисков и стабильность позитивной динамики этнополитической ситуации в крае, характеризующуюся увеличением доли населения, отмечающего отсутствие социальных конфликтов на почве межэтнических отношений. Базовый показатель (доля населения, отмечающего отсутствие противоречий) на 2008 год - 88,0%1

Ожидаемая динамика результативности по годам:

2009 г. - 89,0%,

2010 г. - 90,5%,

2011 г. - 92,0%,

2012 г. - 93,5%,

2013 г. - 95,0%.

2. Увеличение доли граждан, удовлетворенных имеющимися возможностями реализации своих национальных потребностей. Базовый показатель доля граждан, удовлетворенных имеющимися возможностями реализации своих национальных потребностей, от всего населения края) на 2008 год - 82,0%. Ожидаемые результаты динамики данного показателя по годам:

2009 г. - 83,0%,

2010 г. - 84,5%,

2011 г. - 85,0%,

2012 г. - 86,5%,

2013 г. - 87,0%.

3. Сохранение и развитие самобытности народов с учетом задач государственной национальной политики и специфики этнической структуры в Пермском крае:

в отношении коми-пермяков и коми-язьвинцев, для которых территория Пермского края является исконной и единственной территорией проживания, - сохранение и развитие их этнической уникальности;

в отношении народов, традиционно населяющих Пермский край, - создание условий для самостоятельного развития;

в отношении этнических диаспор, формирующихся в рамках миграционных процессов, - содействие интеграции в местное региональное сообщество.

4. Снижение удельного веса вопросов межнациональных отношений в рейтинге проблем, беспокоящих население Пермского края (рейтинг включает 26 проблем). Базовый показатель (удельный вес вопросов межнациональных отношений в рейтинге проблем, беспокоящих население Пермского края) от всего количества проблем на 2008 год - 0,7%. Ожидаемые результаты динамики данного показателя по годам:

2009 г. - 0,7%,

2010 г. - 0,6%,

2011 г. - 0,6%,

2012 г. - 0,5%,

2013 г. - 0,5%.

5. В процессе реализации Программы ожидаются также следующие результаты:

развитие моделей и расширение спектра технологий конструктивного взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления и национальных общественных объединений; внедрение новых социальных практик и форм развития самобытности народов и профилактики межэтнической напряженности;

повышение уровня теоретических и практических знаний сотрудников органов государственной власти и местного самоуправления о конституционных механизмах реализации этнокультурных интересов граждан и защиты их прав, формирование развитой толерантной профессиональной среды квалифицированных специалистов в сфере межэтнических отношений Пермского края;

развитие менеджмента реализации этнокультурных проектов, системы экспертных услуг в сфере межэтнических отношений как фактора, оказывающего стабилизирующее влияние на социально-экономическое развитие края; закрепление в содержании образования таких ценностей, как уважение к истории и культуре

своего и других народов, гордость за Пермский край, Российскую Федерацию, толерантность и т.п.;

укрепление положительного имиджа Пермского края как одного из самых крупных полиэтничных субъектов Российской Федерации с позитивным развитием межэтнических отношений;

минимизация некорректных и неэтичных публикаций по этнической тематике в средствах массовой информации (далее - СМИ)


Система контроля за реализацией Программы

Контроль за реализацией Программы осуществляется в соответствии с законодательством Пермского края

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1.1. Объект, предмет регулирования и сфера действия

Программы


Объектом регулирования Программы являются этническое развитие и межэтнические отношения в Пермском крае. Предметом регулирования Программы являются этносоциальные процессы в Пермском крае, включающие в себя экономические, политические и культурные аспекты этнического и межэтнического развития. Сферой действия Программы является национальная сфера как неотъемлемая часть социальной сферы.
1.2. Понятия и термины, используемые в Программе
Ксенофобия - враждебное отношение ко всему чужому - языку, образу жизни, стилю мышления и т.п.

Культура этноса - совокупность компонентов материальной, духовной и социально-нормативной культуры, которые сформировались в рамках данного этноса, являются для него специфическими и выделяют его среди других этносов.

Межэтническая гармонизация - оптимизация национальной политики, сбалансированные на научной основе межэтнические процессы.

Межэтническая коммуникация - обмен между двумя или более этническими общностями материальными и духовными продуктами их этнокультурной деятельности, осуществляемой в различных формах.

Менталитет - обобщенное понятие, обозначающее в широком смысле целостную совокупность и специфическую форму организации, своеобразный склад различных психических свойств и качеств, верований, скрепляющих единство этнокультурной традиции или какой-либо общности.

Миграция населения - перемещение населения, изменение его места жительства.

Мониторинг - система постоянных наблюдений, анализа и оценки этнических процессов и явлений с целью определения характера, тенденций и закономерностей в их развитии.

Национализм - трактовка нации как высшей формы общности людей, приоритет этнических ценностей как перед личностными, так и перед иными групповыми ценностями.

Полиэтничность - концентрированное выражение общности интересов, ценностей в регионах, этническая структура которых характеризуется проживанием представителей большого количества разных народов и этнических групп.

Социальная стратификация - социальная дифференциация и неравенство на основе таких критериев, как социальный престиж, самоидентификация, профессия, доход, образование, участие во властных отношениях.

Толерантность - отношение к другому лицу как равноценному себе самому и своему собственному.

Шовинизм - крайняя форма национализма, состоящая в проповеди национальной исключительности и направленная на разжигание национальной вражды и ненависти.

Этническая дискриминация - ограничение или лишение прав определенной категории граждан по этническим признакам.

Этническая интеграция - сохранение разными этническими группами, находящимися в межкультурном взаимодействии, присущих им культурных индивидуальностей при объединении их в одно общество на иных основаниях.

Этническая диаспора - компактное проживание представителей народа вне страны своего происхождения, своей исторической родины.

Этническая культура - совокупность культурных элементов и структур, обладающих этнической спецификой и выполняющих этнодифференцирующую функцию.

Этническая самоидентификация - причисление себя к группе людей определенной национальности.

Этнические обычаи и традиции - компоненты психического склада этноса, объективирующие субъективные представления о нормах поведения, передающиеся из поколения в поколение.

Этнические ценности - система приоритетов определенной этнической группы.

Этнические чувства - эмоциональные отношения людей к своей этнической общности и ее интересам, а также к другим этносам и их интересам.

Этнический конфликт - форма гражданского, политического или вооруженного противоборства, в которой стороны или одна из сторон мобилизуются и действуют по принципу этнических различий.

Этнический стереотип - упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо этнической группы или общности, легко распространяемый на всех ее представителей; схематизированная программа поведения, типичная для представителей какого-либо этноса.

Этническое меньшинство - группа людей той или иной этнической принадлежности, существенно уступающая по своей численности окружающему ее иноэтничному населению.

Этнокультурное - понятие, включающее в себя национальный этнический аспект как важный и неотъемлемый элемент социокультурных традиций и образа жизни народов.

Этничность - совокупность характерных культурных черт, отличающих одну этническую группу от другой.

Этнический компонент - этнокультурное содержание учебного материала, отражающее национально-культурную специфику территории края с компактным проживанием населения той или иной национальности.

Этнокультурное развитие - это социально-экономическое, культурное и духовное развитие этнокультурных сообществ.

Этнокультурные сообщества - это традиционно существующие или недавно самоорганизовавшиеся объединения граждан по этническому или этнокультурному принципу.


1.3. Правовая основа для принятия Программы
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

Конституцией Российской Федерации: статьей 19, которой гарантировано "равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка", статьей 26 предусмотрена возможность реализации гражданами "прав на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества";

Законом РСФСР "О языках народов Российской Федерации", регламентирующим правовое регулирование развития национальных языков;

Федеральным законом "Об общественных объединениях", регулирующим деятельность общественных объединений;

Федеральным законом "О национально-культурной автономии", конкретизирующим правовой подход в деятельности национально-культурных объединений и определяющим правовой статус национально-культурной автономии;

Федеральным законом "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", устанавливающим правовые основы гарантий самобытности социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Российской Федерации;

Концепцией государственной национальной политики Российской Федерации, определяющей основные направления государственной национальной политики;

Уставом Пермского края.

Программа является главным нормативным правовым актом Пермского края, регламентирующим развитие сферы национальных отношений, и конкретным механизмом реализации Концепции государственной национальной политики Российской Федерации на территории края.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ

ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ


Пермский край - один из самых крупных полиэтничных субъектов Российской Федерации, на территории которого в настоящее время проживают представители более 120 народов. В условиях стремительного протекания глобализационных процессов на сегодняшний день остро стоят вопросы сохранения и развития этнокультурного наследия региона, создания условий для реализации прав граждан на сохранение этнокультурной самобытности, пользование родным языком, приобщение к родной культуре, а также профилактики проявлений этнического экстремизма.

Современное состояние и задачи перспективного развития Пермского края обуславливают новые концептуальные подходы к формированию государственной национальной политики, прежде всего в части признания того, что в этническом многообразии заключается большой потенциал и важнейший ресурс для дальнейшего продвижения региона.

Повышение роли этнокультурных сообществ в социальном партнерстве, межнациональном сотрудничестве и социализации этнокультурных групп, а также в минимизации уровня конфликтности в сфере межэтнических отношений в конечном счете способствует общественной стабильности, повышению уровня и качества жизни в крае, улучшению его инвестиционной привлекательности.

Вектор развития межнациональных отношений в регионе позитивный. На основе данных социологического мониторинга зафиксирована устойчивая тенденция снижения уровня социальной напряженности, вызванной межнациональными противоречиями. В сентябре 2007 года 87,9% опрошенных отметили отсутствие конфликтов на почве межэтнических противоречий на бытовом уровне. В ноябре 2007 года 90,7% респондентов отметили отсутствие национальных конфликтов на межнациональной почве (за аналогичный период 2006 года эта цифра составляла 83%). В июле 2008 года этот показатель улучшился и составил 92,1%. Мониторинговые социологические опросы подтверждают достаточно высокий процент граждан, удовлетворенных имеющимися возможностями реализации своих этнокультурных потребностей: в июне 2008 года 86,9% опрошенных удовлетворены имеющимися возможностями реализации своих этнических потребностей, что превышает на 12,7% данный показатель в 2007 году.

Однако в сфере межэтнических отношений имеются скрытые факторы напряженности, обусловленные в первую очередь обновлением этнической структуры края. Миграционные процессы последних десяти лет привели к значительному изменению этнического ландшафта Пермского края и постановке новых задач перед органами власти в сфере национальных отношений. В настоящее время идет активное формирование новых этнических диаспор за счет трудовых мигрантов. За последние годы существенно увеличилась численность в крае азербайджанцев, армян, таджиков, узбеков, киргизов, китайцев и представителей других народов. За 1-е полугодие 2008 года количество выданных Управлением Федеральной миграционной службы по Пермскому краю разрешений на привлечение и использование труда иностранных граждан стран СНГ более чем в 21 раз превышает годовые показатели 2006 года.

При этом, по данным социологических исследований, только 60,2% приезжающих полностью владеют русским языком. Лишь 41% пермяков с пониманием относятся к мигрантам. 30,5% мигрантов, имеющих собственное жилье, считают, что пермяки к ним относятся плохо. Сохраняется достаточно высокий уровень напряженности по отношению к представителям ряда новых этнических диаспор среди молодежи.

Таким образом, современная миграционная ситуация является наиболее сложной и потенциально конфликтогенной и актуализирует разработку комплекса мер по прогнозированию и регулированию миграционных процессов. В связи с чем особое значение приобретает задача содействия интеграции и социальной адаптации представителей новых этнических диаспор в местное региональное сообщество и снятия противоречий в их взаимоотношениях с коренными жителями.

Актуальными и социально значимыми для позитивного развития сферы национальных отношений в Пермском крае являются следующие проблемы:

проблема русской этнической культуры, обусловленная численностью русского населения (по данным Всероссийской переписи 2002 года - 85% от всего населения края), а также слабой сохраненностью традиций в сравнении с традиционными культурами других народов. Кроме того, данная проблема в связи с кризисом русской этничности является предметом разыгрывания различными политическими силами, националистическими организациями "национальной карты" и может спровоцировать риски в сфере межнациональных отношений в крае;

проблема финно-угорских народов, в первую очередь коми-пермяков и коми-язьвинцев, для которых пермская земля является исконным и единственным местом проживания. Сохранение и развитие этнической идентичности коми-пермяцкого народа закреплено на уровне государственных гарантий в статье 42 Устава Пермского края. В соответствии с данной статьей органы государственной власти края обязаны обеспечить условия для сохранения и развития языка, духовной культуры и иных этнических составляющих этнической самобытности коми-пермяцкого народа. В условиях первого периода, следующего за объединением двух субъектов Российской Федерации, данная задача имеет особую социальную остроту и значимость и органы государственной власти должны продемонстрировать реальную способность по выполнению обязанностей в отношении коми-пермяцкого народа, возложенных на них Уставом Пермского края;

проблема тюркских народов, в том числе сохранение и развитие пермских татар и башкир, численность которых составляет более 7% от всего населения края и которые наиболее активно заявляют о своих этнокультурных потребностях. На территории Пермского края сложилась уникальная этническая ситуация взаимопроникновения татарской и башкирской культур, в условиях которой формируется самобытная этническая общность татар и башкир. Комплекс мер по созданию условий для удовлетворения этнокультурных потребностей татарского и башкирского населения, проживающего в крае, позволит предотвратить влияние извне и минимизировать проявления межэтнической розни;

проблема профилактики, недопущения проявлений этнического экстремизма, формирования толерантности обусловлена необходимостью консолидации пермского полиэтничного сообщества с учетом значительного обновления этнической структуры края за счет интенсивно развивающихся в крае миграционных процессов.

Эффективность регулирования этих проблем в практическом плане предусмотрена приоритетами и структурой Программы.

В Пермском крае накоплен большой опыт по развитию и гармонизации национальных отношений программно-целевым методом, который неоднократно отмечался на всероссийском уровне2.

Системность и комплексность деятельности органов государственной власти Пермского края в сфере межэтнических отношений обеспечивается на основе концептуальных подходов, воплощающихся в краевых целевых программах. С 1993 года, когда в Пермской области была разработана первая в России Программа поддержки развития национальных культур, реализовано четыре программы. С принятием Закона Пермской области от 18.08.2003 N 942-185 "Об областной целевой Программе развития и гармонизации национальных отношений народов Пермской области на 2004-2008 годы" вопросы развития и гармонизации национальных отношений были включены в перечень государственных полномочий Пермского края.

скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
13 января 2009 года n 378-пк о краевой целевой программе развития и гармонизации национальных отношений народов пермского края на 2009-2013 годы
1368.84kb.
Закон краснодарского края о краевой целевой программе "развитие спорта высших достижений в краснодарском крае" на 2009 2011 годы
162.3kb.
Концепция краевой целевой программы «Обеспечение участия города Сочи в организации и проведении Олимпийских и Паралимпийских зимних игр 2014 года» на 2012-2014 годы
368.37kb.
Гор. Александровск «12» октября 2009 года Судья Александровского городского суда Пермского края Тупицына Н. Н
40.56kb.
1. Установить и ввести в действие с 1 января 2009 года тарифы на электрическую энергию для населения Волгоградской области согласно приложению
67.17kb.
Материалы международной научно-практической конференции г. Тюмень, 30 октября -1 ноября 2009 года / Под ред. Карабулатовой И. С. Тюмень: Типография «Печатник», 2009 г с
5407.81kb.
Январь 1 января 20 лет назад (1991 г.)
1022.68kb.
22 января 2009 года
28.24kb.
1. Общая характеристика учреждения Администрация школы
227.04kb.
Доклад реализация целевой программы Калининградской области «Проведение капитального ремонта многоквартирных домов» на 2013-2015 годы в 2013 году
88.96kb.
Описание проектов переселения Алтайского края
736.92kb.
Микробиологической лабораторией за период с 07. 09. 2009 г по 11. 09. 2009 обследовано на патогенный стафилококк 238 человек. Из них у 28 он выделен
6.45kb.